Наталья Голубева
Родительское собрание в форме конференции «Телевизор в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в форме конференции на тему :
«Телевидение в жизни семьи и ребенка».
Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание в форме конференции „Телевизор в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Телевизор и ребенок. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором, через игру «Телевизионный ринг».
• обратить внимание родителей на телевизионную зависимость детей и взрослых, через дискуссию «Телезависимость взрослых и детей».
• показать влияние телевизионных просмотров на психическое и физическое состояние детей;
• повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми.
• стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками….
Актуальность выбранной темы.
Понаблюдав за общением между детьми своей группы, за их поведением, играми, провела анкетирование с родителями, вышла проблема, что большинство родителей не осознают какой вред может нанести просмотр ребенком телевизора, сделав определенные выводы – я решила подготовить и провести родительское собрание на тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Совместно с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых. Надеюсь, совместное мероприятие поможет родителям более внимательно и серьезно относиться к воспитанию детей.
План проведения:
1. Вступительная часть.
• Разминка.
2. Основная часть
• Выступление старшего воспитателя «О проблеме телезависимости».
• Анализ результатов анкетирования.
• Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.
• Игра «Телевизионный ринг».
• Выступление педагога – психолога «Влияние телевизора на психическое состояние ребенка».
• Беседа «Как отучить ребенка от телевизора».
• «Что можно смотреть ребенку».
• Самостоятельная работа родителей в группе.
3. Заключительная часть.
• Рефлексия. «Пирамида знаний».
• Принятие решений.
• Просмотр фильма «Я хочу быть как телевизор».
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Уважаемые родители! Мы сегодня собрались на родительском собрании, посвященной теме «Телевидение в жизни семьи и ребенка».
Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:
1. Телевизор в жизни для ребенка — это опасно или полезно? Почему?
2. Сколько и что должен смотреть ваш ребенок?
3. Должны ли вы, взрослые, контролировать просмотр телепередач ребенком?
4. Какое влияние оказывает телевизор на вашего ребенка?
Разминка.
Воспитатель: Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Я предлагаю вам схематично нарисовать телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к нему: большой телевизор означает пользу, маленький-вред.
(Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.)
Воспитатель: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей).
2. Основная часть.
Выступление старшего воспитателя «Проблема телезависимости».
Воспитатель (имитирует включение телевизора). А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости.
По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином. Как помочь ребенку и семье бороться с зависимостью от телевизора? А ведь она совсем небезобидна.
А поможет нам в этом старший воспитатель.
Дискуссия «Телезависимость детей и взрослых»
Мне хотелось бы начать наш разговор с вопроса: А сколько телевизоров у вас дома?
Как часто вы его включаете? Что смотрит ваш ребенок? И т. п.
Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне…. Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети,которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови. Что такое телемания, по вашему мнению? Как любая мания – это зависимость, зависимость от телевизора, потребность все время проводить у экрана, забросив все другие дела. С помощью телевизора ребенок начинает пассивно познавать мир. У ребенка начинает пропадать желание читать, познавать мир опытным путем, фантазировать и мыслить – к таким плачевным результатам может привести телемания.
Таким образом, когда ваш ребенок сидит бесконтрольно перед телевизором, он не может выполнять ни одного из указанных действий:
• Задавать вопросы
• Решать проблемы
• Творчески мыслить
• Проявлять инициативу
• Развивать координацию движений
• Мыслить логически, критически, аналитически
• Развивать коммуникативные навыки
• Играть со сверстниками в развивающие игры, требующие навыков общения
Вопрос к родителям : «Что делать, если ребенок «заболел» телеманией?»
(Ответы родителей)
Замените телевизор собой. Выключив экран, не отправляйте ребенка делать уроки или гулять, а займитесь чем-нибудь вместе с ним. Причем это «что-нибудь» должно быть ему интересно. Подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка. Нужно постараться создать ребенку, как можно более благоприятные условия для подвижных игр, получение живого чувственного опыта и энергичной активности. При этом не стоит брать на себя роль массовика-затейника. Главное – разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности и направить ее. Потом он и сам отлично сумеет себя занять.
Вопрос к родителям : «Реальна ли в современном мире ситуация, когда ребенок вообще лишен доступа к телевизору? Не сделает ли его изгоем среди ровестников?»
Наиболее типично заявление: «А что я могу сделать, ведь их же показывают, а дети смотрят?»
Вы спросите: «Что же совсем запретить ребенку смотреть телевизор?»
Совсем запрещать ребенку смотреть телевизор – не выход. Однако, не следует недооценивать тот вред, который телевидение наносит здоровью ребенка.
Игра «Телевизионный ринг».
(Проводит воспитатель)
Давайте теперь попробуем разобраться вместе, опасен или полезен телевизор для ребенка. А для этого устроим «телевизионный ринг». Для этого нам нужно разделиться на две команды. В красном углу - родители выявляют достоинства общения ребенка с телевизором, в синем углу – его противники.
На столе, рядом с нашим импровизированным рингом, расположены подсказки, играющим командам. На каждом из лежащих на столе листов обозначено то или иное свойство телевизора. Задача команд – выбрать нужные и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности именно вашего мнения.
Варианты «подсказок».
Телевизор :
-Полностью захватывает сознание ребенка?
-Развивает творческие способности, воображение ребенка?
-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?
- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?
-Позволяет развивать кругозор ребенка?
-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?
- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?
-Позволяет получать новые знания?
-Ухудшает зрение ребенка?
-Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления?
Как видите, у телевизора есть и положительные и отрицательные стороны.
Вывод:
Просмотр телепередач дает возможность :
-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;
-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
-понять что такое хорошо и что такое плохо;
-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;
-занять свободное время.
В то же время длительный просмотр телевизионных передач отрицательно влияет на здоровье детей.
Выступление педагога - психолога «Влияние телевизора на психическое состояние ребенка».
Чем опасно телевидение для ребенка?
- Переутомление. Телевизионная программа - это калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит очень много сил.
- Современное телевидение и реклама программирует мозг ребенка на использование очень быстрых образов и изменяющихся звуков, т. к. их цвет и яркость интенсивнее, изображение динамичнее, звуки более громкие и быстрые. Реклама занимает много времени и энергии. Она целиком направлена на удержание внимания.
- Зависимость. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?
- Дефицит общения. В некоторых семьях дети могут целыми днями смотреть телевизор. Очень мало времени уделяется "живому общению".
- Появление страхов, тревожность. Фантастические мультфильмы и фильмы могут вселить страх в сознание ребенка : страх перед будущим, перед катастрофами, катаклизмами, привидениями, монстрами и т. д.
- При просмотре мультфильмов, дети начинают себя идентифицировать с выдуманными персонажами и все реже с реальными людьми.
- Развитие агрессии. Содержание мультфильмов, как правило, агрессивное. Дети подражательны. Видя, как на экране с легкостью убивают, дерутся, ребенок думает, что и в реальной жизни должно быть все то же самое. Стирается грань между добром и злом.
- Очень часто в некоторых семьях телевизор служит просто как фон. И родители не думают об электромагнитном излучении.
- Пассивность. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа.
Итак, что же можно смотреть детям и в каком количестве?
В возрасте 3-4 лет ребёнку уже можно давать смотреть телевизор от 15 минут 1 раз в день. Это - развлекательно-развивающие программы, например «Улица Сезам», «Диалоги о животных», детские мультфильмы, которые несут социальную функцию: «Колобок», «Теремок», «Кот в сапогах», «Маша и медведи», «Три поросёнка», «Приключения кота Леопольда» и другие кукольные мультфильмы или мультфильмы, снятые по мотивам русских народных сказок или сказок народов мира.
В старшем дошкольном возрасте можно увеличить количество времени, отведённого для просмотра телевидения – по 20 минут 2 раза в день. Среди мультфильмов можно перечислить «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино», «Ёжик в тумане», «Алиса в стране чудес», «Щелкунчик», «Сказка о золотом петушке», «12 месяцев», «Снегурочка», «Доктор Айболит» и другие.
Заключительная часть.
Рефлексия «Пирамида знаний».
Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.
Принятие решения.
а). Придерживаться к определенным правилам в выборе просмотра телепередач для ребенка.
б) 1. Домашнее задание нарисовать с ребенком рисунок на тему : «Я смотрю телевизор».
2. Определить наименования и количество передач для просмотра ребенка.