Эльвина Ишмакова
Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Солнышко» с. Кушнаренково муниципального района
Кушнаренковский район Республики Башкортостан
Выступление на августовской конференции на тему:
«Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»
Подготовила: Ишмакова Э. Р.
Дата проведения: 20.08.2019г.
«Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»
Публикация «Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах
Здоровье – самое главное сокровище человека. Полноценная физкультурно-оздоровительная деятельность и здоровье ребёнка – основа формирования личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам детских садов и родителям.
Моя работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно - образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.
Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития дошкольников и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Правильная организация активного отдыха в сочетании с другими формами воспитательно-образовательной работы помогает установить целесообразный двигательный режим, который, способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Используемые двигательные действия, игры, развлечения, доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку.
В своей деятельности по активному отдыху я провожу следующую работу:
- Досуги по тематическим неделям
- Физкультурные праздники (два раза в год «Малые летние Олимпийские игры», «Малые зимние Олимпийские игры»)
- Дни здоровья
- Пешие туристические походы тематические квест – игры (совместно с родителями).
Программу физкультурного досуга составляю в соответствии с возрастной категорией: в младших и средних группах преобладают несложные игры с эмоциональными поручениями. В старших группах дети соревнуются командами в играх, эстафетах, а в подготовительной к школе группе и в спортивных играх. Старшие дети участвуют также в соревновании играх - эстафетах. При выполнении физкультурных заданий они проявляют ловкость, быстроту, силу, выносливость. При проведении досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. В содержание досуга включается интересные и доступные детям аттракционы, вызывающие общее веселое настроение (кто скорее принесет игрушки, прибежит и построится около куклы, выполнит веселые игровые действия с ней и т. д.) могут быть использованы знакомые детям танцы и пляски.
Моя задача во время проведения досуга является создание радостного настроения у детей и возможности совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке, располагающей всех детей к творческой дружеской деятельности.
Физкультурные праздники представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Проведение Олимпийских игр стало традицией нашего детского сада, такое радостное событие провожу на улице (если это позволяет погода). Олимпийские игры я провожу два раза в год – летом и зимой. Игры проходят на протяжении всей недели. С первого дня у детей появляется желание к победе, получить переходящий кубок. В понедельник мы торжественно открываем Олимпийские игры (поднятие флага, символ Олимпиады и Олимпийский огонь). Каждый день посвящен определенному виду спорта, летом это бег, метание, прыжки с места, зимой – лыжная гонка, санный вид спорта, хоккей. В конце недели подводятся итоги, и определяется победители, детям вручаю грамоты и медали за достижения, проходит торжественная церемония закрытия. Для проведения такого мероприятия так же приглашаю родителей, которые с радостью показывают свою физическую подготовку и личный пример для детей. На летние Олимпийские игры 2019 года я организовала футбольный матч из команды родителей и команды воспитателей, дети активно болели за оби команды, поддерживали, выкрикивали кричалки.
Еще один из видов активного отдыха, который я использую в своей работе это походы. Пешеходный туризм это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. В старших, подготовительных группах поход длится от 1часа до 1.5часов, в зависимости от времени года и погодных условий и расстояние от 2 до 4км.
Поход содействует укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств. Перед походом четко разрабатываю маршрут, определяю места остановок, необходимые снаряжения, одежду (в зависимости от погоды). Накануне похода воспитатель проводит с детьми беседу, приглашает родителей принять участие в походе. За день до похода я подготавливаю маршрут и подбираю различные для детей задания направленные на преодоления препятствий. По прибытию начинаем игры с использованием природных материалов, загадывание загадок, прохождение эстафет, прогулка по лесу, знакомство с территорией. По дороге дети поют походные песни, повторяют правила поведения в лесу.
Ежегодно в нашем детском саду проводятся мероприятия, посвященные "Всемирному Дню здоровья". В День здоровья режим дня насыщен активной деятельностью детей, включая комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно - спортивных мероприятий, познавательной и игровой деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни. В программу этого дня включаю общую музыкальную гимнастику, подвижные игры, игровые упражнения, веселые эстафеты, развлечения и забавы, так же дети посещают других специалистов, которые с ними играют и рассказывают детям о здоровом образе жизни, личной гигиене, релаксируют и познают о пользе витаминов в овощах и фруктах.
Одно из интересных мероприятий в нашем саду это квест – игры для старших и подготовительных групп. Перед игрой дети строятся и слушают задания, получают карты, по которым определяют местонахождения станции. «Мы – будущие защитники» на день защитника отечества, «Зарничка» на 9 мая. Дети проходят станции с различными видами заданий («Пограничники», «Артиллеристы», «Сапёры» и т. д.). На проведение игры «Зарничка» родители приняли активное участие, помогли организовать и провести мероприятие. По прибытию на станции дети получали задания от родителей - «Разминируй поле», «Вертолетная площадка», «Боевая тревога», «Первая медицинская помощь».
За свой небольшой опыт работы привлекла группу родителей к активности проведения и участия в мероприятиях, с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения, заинтересованность в успехе своих детей, повышается уровень активизации их творческой инициативы.
Совместные мероприятия помогают родителям увидеть поведение детей, взаимодействие с другими детьми, а дети очень радуются, что их родители принимают участие.
Таким образом, можно говорить о том, что благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не для педагога, а для развития их собственного ребёнка.