Ольга Матова
Формирование гражданско-патриотических чувств у детей посредством образовательной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому моей задачей, как воспитателя является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Публикация «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей посредством образовательной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах;
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребенок может рассмотреть иллюстрации о городе Курске, Курской области, о растительном и животном мире родного края и страны, о военной технике, так же он может примерить некоторые пилотки и фуражки, можно воспользоваться дидактическими и настольными играми, рассмотреть народно-декоративное творчество, расширить знания и символике родного города и своей страны.
Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
На занятиях познавательного цикла воспитание патриотических чувств начинается с изучения и воспитания любви к своей семье, затем к своему городу, его истории, животному и растительному миру, а затем страны.
При ознакомлении детей с обликом родного города эффективным методом является моделирование, которое помогает систематизировать имеющиеся знания о его структуре. Работая со схемой улицы, мы с детьми обозначали номера домов, достопримечательности, рисовали дорогу из дома в детский сад. Это способствовало и запоминанию домашнего адреса, уточнению правил безопасного поведения на улице. С целью закрепления полученных знаний и отражения впечатлений о городе, были организованы занятия по рисованию на темы «Фонари нашей улицы», «А из нашего окна улица белая видна», «Наш детский сад», по аппликации "Мой город", "Улица нашего города", "Машины на улицах города", конструировали «Наш д/сад», «Школа», «Музеи города», «Транспорт».
Интересным по содержанию занятием является сравнение природы нашего края и северной/южной стороны России. Старшие дошкольники уже сами находят отличия в погодных условиях, растительном и животном мире.
На занятии по ручному труду ребята мастерили «Дома нашего города», «Триумфальная арка», «Мой микрарайон» из бросового материала, на занятиях по формированию элементарных математических представлений мы закрепили геометрические фигуры, имеющиеся в городском пейзаже, считали достопримечательности, составляли задачи используя ближайшее окружение и т. д.
Связь мышления и деятельность рук человека давно известна и доказана. Потому изобразительная прикладная деятельность становится одной из важнейших форм патриотического воспитания. Гжель, Хохлома, русские народные узоры, их воспроизведение закрепляет полученные знания о русских народных промыслах, о мастерах и их изделиях, об истории своей страны. Но, прежде чем ребенок научится все это воспроизводить, воспитателю необходимо обогатить его необходимыми знаниями. Хороший результат можно получить, рассматривая с детьми красочные иллюстрации, альбомы, видео экскурссии. Все это становится возможным при активном использовании ИКТ, которое помогает подавать материал детям более интересно, ярко (мультимедийные презентации, видеоклипы, показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях) и предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.
Неоценимый вклад в решение задач нравственно - патриотического воспитания вносит использование художественной литературы и устного народного творчества. Поэтому я читаю детям рассказы, сказки, обсуждаем и обыгрываем произведения, заучиваем стихотворения, знакомлю с пословицами, поговорками, загадками. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Особое место занимают календарные народные праздники и развлечения. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Благодаря им, мы имеем возможность привлечь дошкольников к истокам народной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить здоровье, возродить традиции семейного воспитания. Здесь хочется вспомнить слова педагога К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни». Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным, способствующим развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Проводя все эти занятия необходимо заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе качеств и ценностей настоящего патриота и гражданина своей Родины. А это трудолюбие, милосердие, активность, самостоятельность, эмоциональная отзывчивость, любовь к близким, своей Родине, своему народу, почтительное отношение к традициям и культуре.