Светлана Кондратова
Формы реализации народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Формы реализации народной педагогики
Коллективная, всеобщая форма педагогических традиций, поиск, выявление и применение на практике педагогических элементов в каждой детали быта и жизни, неосознанное, неотчетливое стремление максимально педагогизировать всю окружающую человека среду, общественный контроль за осуществлением традиций в его различных национальных формах, социальная память как способ передачи опыта – таковы основные социальные элементы в народных педагогических традициях.
Публикация «Формы реализации народной педагогики» размещена в разделах
Народная педагогика действует через ряд конкретных форм ее реализации.
Первая. Создание образа совершенного человека, который вступает как отражение коллективного опыта данной общности людей, как эталон, к которому должен стремиться каждый, как идеал, в котором сконцентрирована цель воспитания.
Вторая. Каждый член общества является одновременно и объектом и субъектом воспитания, и учителем, и учеником.
Третья. Главным методом воспитания считается воспитание в процессе труда. Участие в общественном труде рассматривается как обязательное требование к каждому члену общества.
Четвертая. Процесс воспитания сопровождается максимальным расширением набора воспитательных средств и связан практически с педагогизацией всех условий жизни человека и коллектива, общности.
Пятая. Общественный постоянный контроль за каждым через общественное мнение.
Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, той или иной идеологии. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей.
Аграрно-календарные праздники (Святки, Масленица, Иванов день и др.) составляли важную часть всей праздничной обрядности; в них отразились следы дохристианских верований.
Дух жизнелюбия, народная праздничная культура создала главные эстетические ценности – чувства единения с природой, поэтику природы, поэтику художественного творчества.
Мир народной игры, песни, наигрыша, пляски, традиционной обрядности, состязания в силе и ловкости удивительно созвучен мироощущению детей. Духовному развитию ребенка в традиционной культуре детства способствовала особенность художественных форм в системе детской праздничной культуры, единство образной системы «детского» и «взрослого» фольклора в их универсально-бытийной форме, так как они обусловлены едиными типами мышления и сознания, чем обеспечивается возможность художественной реконструкции и воссоздания народных праздничных традиций в культуре детства.