Юлия Данченкова
Консультация для родителей «Фонетический и слоговой анализ слов как основа подготовки ребёнка к усвоению структуры языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Это нарушение обычно выявляется при логопедическом обследовании не только у детей с общим недоразвитием речи, но и у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием.
Публикация «Консультация для родителей „Фонетический и слоговой анализ слов как основа подготовки ребёнка к усвоению структуры языка“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
В логопедической работе с такими детьми на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произношении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный и коррекционный.
На подготовительном этапе ребёнку предлагаются задания сначала на невербальном, а затем на вербальном материале.
Работа на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2. Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание, отстукивание, использование музыкальных инструментов.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: ходьба, маршировка, лёгкий бег.
4. Упражнения на развитие динамичного праксиса рук: выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счёт.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: кулак левой руки - ребро правой руки.
6. Графические упражнения на переключение.
Работа на вербальном материале:
Эта работа состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится "включению в работу" помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков:
Детям предлагаются следующие задания:
- произнести звук "А" столько раз, сколько точек на кубике;
- произнести звук "О" столько раз, сколько логопед хлопнул в ладоши;
- пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом;
- выделение ударного звука: Ауа, аУа, ауА;
- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом;
- произнесение гласных звуков в соответствии с отстукиваемым ритмом.
Уровень слогов :
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.
- нанизывание колец на стержень с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо - один слог);
- упражнения "Пальчики здороваются" (на каждое прикосновение к большому пальцу остальных пальцев произносится слог);
- сосчитать количество произнесённых логопедом слогов;
- назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- наращивание слогов ("Скажи на один слог больше, чем я")
- уменьшение количества слогов;
- сказать слог "наоборот" са - ас, пту - утп,.
Уровень слова :
1. Научиться вслушиваться в звучание слова.
2. Устанавливать последовательность звуков в слове.
3. Осознавать звук как отдельный элемент слова.
4. Проводить звуко - слоговой анализ разных по структуре слов : односложных с закрытым слогом (кот, двусложных с открытым слогом (вата, двусложных со стечением согласных (банка, односложных со стечением согласных в начале и конце слова (крот, танк, двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, четырёхсложные слова с открытыми слогами (кукуруза).