Елена Лях
Урок ИЗО во 2 классе «Выразительные средства изобразительного искусства. Создаем панно на тему «Декоративный натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
«Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».
Изобразительное искусство во 2 классе
Тема. Обобщить знание учащихся о выразительных средствах изобразительного
искусства; используя выразительные средства, создать панно на тему «Декоративный натюрморт»
Публикация «Урок ИЗО во 2 классе „Выразительные средства изобразительного искусства, Создаем панно на тему „Декоративный натюрморт“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Поделки. Мастерим с детьми
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели и задачи: развивать творческие способности учащихся, знакомство с декоративным натюрмортом Задачи: дать представление о композиции; учить работе по памяти; овладение умением творчески преобразовывать реальные формы в декоративные, создавать коллективную композицию.
Планируемые результаты
Предметные. Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм, передавать расположение (ритма) пятен и линий на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в техники декоративного рисования.
УУД. Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Регулятивные УУД: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные УУД: владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Личностные результаты. Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека.
Тема нашей композиции «Декоративный натюрморт».
Зрительный ряд: методическая таблица «Ритм», мультимедийная презентация репродукций с картин художников: А. Рылов «В голубом просторе», Е. Чарушин «Воробьи», И. Левитан «Над вечным покоем», П. Синьяк «Желтый парусник», К. Богоевский «Последние лучи».
Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Слайд 1.
- Дети мы с вами на предыдущих уроках говорили о том, что искусство имеет свой язык, что оно может говорить. Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство?
Слайд 2.
-Искусство может говорить цветом, линией, силуэтом, украшением.
- Да благодаря этому искусство может нам рассказать о добре и зле, прекрасном и безобразном. Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором мы еще не говорили - это Ритм.
РИТМ – это повторение или чередование, каких – ни будь элементов.
А сейчас подумайте и скажите, где в своей жизни вы встречались с этим понятием.
- В музыке, поэзии, танцах.
Слайд 5.
- В музыке - это повторяемость, чередование музыкальных звуков
- Если в музыке ритм – это повторение или чередование музыкальных звуков, то в поэзии чередование или повторение ударных слогов.
Ритм — универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.)
А сейчас мы будем знакомиться с ритмом в изобразительном искусстве.
В изобразительном искусстве слово ритм обозначает повторение пятен или элементов.
Ритм всегда подразумевает движение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный замедленный. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводиться ритму в произведениях народного и декоративно- прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов. Ритм является одной из “волшебных палочек”, с помощью которых можно передать движение на плоскости. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связанно с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения. Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передачи движения, на плоскости, то подразумеваем его иллюзию. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов, на картине, подчеркнуть его характер. Именно цвет, ритм пятен и линий являются выразительными средствами изобразительного искусства.
- Как, по вашему мнению, будет звучать тема нашего урока?
III. Сообщение темы и целей урока.
- Верно. Тема урока так и звучит: «Ритм пятен и линий, цвет - выразительные средства изобразительного искусства». (5 слайд).
- Сегодня на уроке при помощи этих выразительных средств вам нужно создать панно на тему «Декоративный натюрморт». (6 слайд).
А кто из вас знает, что такое панно?
(Панно - это картина, предназначенная для украшения стены. 7 слайд).
- Значит, ваши работы смогут украсить наш класс. А чтобы их не стыдно было повесить на стену, какими они должны быть?
- Для выполнения работы вы уже по желанию разделились на группы. Каждая группа создаст своё панно на листе. Теперь вам нужно в группе распределить обязанности: кто, чем будет заниматься. Одни будет рисовать фон и декорировать его, вторые - плоскость стола и его орнаменты, другие – будет рисовать предметы на столе и украшать их, а остальные будут рисовать овощи и фрукты.
IV. Творческая работа.
Во время творческой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации, оказывает необходимую помощь.
Звучит музыка дети работают.
V. Выставка и любование панно.
Все творческие работы вывешиваются на доске. Дети любуются ими. Представители от каждой группы защищают свои проекты. Работы оцениваются.
VI. Рефлексия и итоги урока.
- Ребята, какие замечательные панно у вас получились!
- Поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке.
- Ребята, а можно ли такую красоту увидеть в окружающем мире в натюрморте?
- Какие выразительные средства вы использовали в своем натюрморте?
-Каких больше выразительных средств используется в вашем натюрморте?