Получи документы

Русская народная сказка как средство обогащения сюжетного рисунка детей старшего дошкольного возраста

Виктория Шкварова
Русская народная сказка как средство обогащения сюжетного рисунка детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Защитная речь

Слайд 1.

Уважаемые председатель, члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Русская народная сказка как средство обогащения сюжетного рисунка детей старшего дошкольного возраста».

Вступление

Темочки:

Многие дети испытывают затруднения на занятиях по сюжетному рисованию. Именно этот вид рисования помогает ребенку научиться рисовать по содержанию произведения, создавать простые многоплановые композиции и способствует развитию ассоциативного мышления. При чтении русских сказок герои дают определенные сведения об окружающем мире, т. е. обладают познавательным значением с народными традициями и обычаями.

Актуальность темы : в теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения, образного мышления что и определило тему выпускной квалификационной работы (вставить вступление)

Слайд 2.

Проблеме творчества и творческих способностей уделяли внимание психологи Л. C. Выготский, Б. М. Теплов, В. И. Киреенко, Ю. А. Полуянов и педагоги Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Е. А. Флерина, Г. Г. Григорьева. В исследованиях ученых доказано, что в изобразительной деятельности дети дошкольного возраста способны проявлять творчество.

В процессе творчества развивается инициатива, самостоятельность и активность, которые побуждают осваивать знания, умения и навыки. Насыщенные, зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память мышление. Особое внимание уделяется на развитие ребенка воображение и мышление до такого уровня, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуальной, неповторимой, нестандартной.

Слайд 3.

Цель исследования: проектирование педагогической работы по обогащению сюжетного рисунка детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки.

Объект исследования сюжетное рисование у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русская народная сказка как средство обогащения сюжетного рисунка детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1. проанализировать литературу по теме исследования

2. провести анализ (наблюдение) изобразительных возможностей детей старшего дошкольного возраста

3. разработать и апробировать конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок

4. сформулировать выводы по проделанной работе

Слайд 5.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:

изучение и анализ научно – методической литературы;

планирование;

апробация.

Слайд 6

Практическая часть выпускной квалификационной работы осуществлялась на базе МБДОУ № 1 с детьми старшей группы, возраста 5-6 лет, в количестве 15 человек.

Проводилась работа по изучению сформироваронности изобразительных возможностей дошкольников в 2 этапа. В первом этапе с детьми была проведена образовательная деятельность по сюжетному рисованию «Сказочные домики». Была поставлена цель, развивать умение передавать образы дома на темы литературных произведений. В ходе работы была показана презентация детям, в которой содержались картинки различных сказочных жилищ, а также из каких геометрических фигур и частей состоит дом.

Слайд 7

На 2 этапе был проведен подробный анализ рисунков детей. В результате наблюдения образовательной деятельности было выявлено, что некоторые дети стараются проявить творческие способности, создавать оригинальные художественные образы, использовать различные средства выразительности, стремятся как можно полнее раскрыть заявленную тему.

При этом изобразительные навыки дошкольников в целом являются недостаточно сформированными, Это проявляется в недостаточно развитых представлениях о композиционной, эмоциональной и колористической выразительности сюжетного изображения, о слабых технических навыках рисования, о недостаточном развитии способности к творческому изображению замысла.

Слайд 8

Был составлен перечень и описание занятий по сюжетному рисованию.

Цель занятий: расширять развитие изобразительных возможностей детей посредством обогащения сюжетного рисунка с помощью русской народной сказки.

Слайд 9

В сюжетном рисовании на тему «Колобок и лиса» был проведен организационный момент (загадка, Наглядный (показ иллюстраций, словесный (вопросы) и Игровой метод (игра «Доскажи словечко»). В заключительной части проводится выставка.

В начале работы, когда были заданы вопросы, рассмотрены и изучены детали в эпизоде дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием приступили к заданию, они были увлечены и заинтересованы изображению двух главных героев. Можно отметить разнообразие сюжетов детских рисунков в данной технике, это и бабочки, и цветы, и небо, и сказочные персонажи. Затруднения у некоторых детей вызывало изображение лисы, то есть они не сразу могли нарисовать туловище и конечности данного животного. Однако, с помощью подсказки и индивидуального подхода взрослого.

Рисунки получились очень нежными, воздушными и выразительными.

Слайд 10

В сюжетном рисовании на тему «Курочка Ряба» используется сюрпризный момент в гости к детям приходит петушок с мешочком (фигурки героев). Гость показывает, что он принес и просит рассказать сказку. Затем проводится словесный (вопросы) и игровой метод (подв. иг.). Воспитатель говорит, что петушку стало скучно одному и предлагает, нарисовать для него подружку-курочку.

Данное занятие показало, что сюжетное рисование очень эффективно для развития изобразительных возможностей детей, так как старшие дошкольники восприняли задание поэтапно как игру (птица высиживает яйцо, то есть проявляют интерес, позитивные эмоции, у них отсутствуют признаки напряжения, снижается боязнь сделать что-то не так.

Данное занятие позволило проявить детям настойчивость, передать выразительность образа и отличительные особенности данной птицы, даже некоторое озорство в завершении персонажа (поднялось настроение).

Слайд 11

В сюжетном рисовании на тему образ яблони в сказке «Гуси-лебеди».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций, беседа «Фруктовые деревья».

В занятии используется сюрпризный момент в группу приходит Незнайка и спрашивает где и как растут яблоки. Проводится словесный (вопросы) и игровой метод (словарная игра). Воспитатель предлагает нарисовать яблоню и подарить рисунки гостю. Незнайка оценивает, хвалит детей и предлагает объединить рисунки в один большой «сад». В знак благодарности угощает яблоками.

Словарная игра позволила детям настроиться на соответствующий лад, вникнуть в тему занятия.

Предложение воспитателя нарисовать листья кисточкой приемом «примакивания», используя зеленую краску вызвало заинтересованность и оживление у дошкольников. Дети с восторгом рассматривали получившиеся листочки, экспериментировали с красками и силой нажима, с удовольствием добавляли растущие плоды.

Слайд 12

Сюжетное рисование на тему «Три медведя гуляют в лесу».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя», просмотр иллюстраций. Проводится игоровой и словесный метод (загадка, вопросы, физминутка, пальчиковая игра). Воспитатель показывает изображение медведей на доске и предлагает изобразить семью медведей гуляющей в лесу. В заключительной части - рассматривание и оценка работ. Педагог спрашивает у детей, как они любят проводить время со своей семьей. Организуется выставка рисунков.

Данное занятие изначально вызвало интерес и желание детей как можно быстрее приступить к рисованию. Возможность проявить свою фантазию в выборе цветов, в сочетании линий, их расположении, а дальше – рисование самих медведей кистью щетинной вызывали радость у детей, они не только рисовали сами, но и смотрели, как получается у других, проявляли радость, хвалили друг друга.

Наибольшие трудности у детей вызывало проведение линий тонкой кистью (рот, глаза, украшение на одежде) некоторые дети слишком сильно давили на кисточку, и получались либо слишком толстые, либо неровные линии, однако на общую картину это не влияло.

Слайд 13 Вывод

До проведения специально организованных занятий по изобразительной деятельности у дошкольников зачастую наблюдалась не достаточная сформированность изобразительных умений, что проявлялось в слабо развитых представлениях о композиционной, эмоциональной выразительности сюжетного изображения, в слабых технических навыках рисования. Полученные результаты наблюдения показали, что необходима целенаправленная систематическая работа по развитию изобразительных умений старших дошкольников.

Благодаря системе занятий по сюжетному рисованию с помощью русской народной сказки удалось повторить, разнообразить, изучить отличительные особенности изображения предметов, объектов их взаимосвязь, действия, что значительно повысило выразительность рисунков.

Интерес детей к рисованию стимулировал творческие проявления, что привело к большей выразительности детских работ.

Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Мы подробно рассмотрели сюжетное рисование с помощью различных русских народных сказок и проверили их эффективность для расширения изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

НОД сюжетного типа по физкультуре для старшего дошкольного возраста «На корабле»НОД сюжетного типа по физкультуре для старшего дошкольного возраста «На корабле» Сюжетное занятие для подготовительных к школе групп «На корабле» Задачи: Закреплять умение лазать по гимнастической стенке не пропуская.

Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению»Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению» Уважаемые коллеги! В этом году мы с моей напарницей, приняли участие в Городском конкурсе «Мастерская сказки» в номинации «Сказка своими.

Психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка о злом принце» Сказка о злом принце Жил-был принц. Самый обычный маленький принц. Красивый, умный, смелый. Но злой. Он обижал всех придворных, прислугу.

Русская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возрастаРусская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возраста Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет)Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет) 24 октября 2017 года в нашей средней группе №1 Федерального Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №53 г. Улан-Удэ.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная сказка как средство обогащения сюжетного рисунка детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 01:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русская народная сказка как средство обогащения сюжетного рисунка детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Шкварова (УИ 1564405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД