Айыына Иванова
Выявление тревожности детей в подростковом возрасте
▼ Скачать
Тревожность – это личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри – и межличностного общения, например между родителями и детьми.
Для выявления психологических особенностей тревожности детей в подростковом возрасте нами была проведена методика Филлипса.
Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа.
Оборудование: бланк с вопросами.
Публикация «Выявление тревожности детей в подростковом возрасте» размещена в разделах
В тестировании принимали участие 12 подростков : учащиеся 6 класса, 7 девочек и 5 мальчиков.
В результате исследования мы получили такие результаты:
№ Ф. И. О Шкалы
Общая школьная
тревожность Переживание
социального стресса Фрустрация потребности
в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации
проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям
окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу Проблемы и страхи
в отношениях
с учителями
1 Васильев Георгий 22,7 18,1 7,6 50 33,3 0 20 0
2 Дячковская Айна 59 72,7 46,1 100 83,3 80 40 50
3 Егоров
Артур 90,9 72,7 53,8 50 100 80 100 62,5
4 Жарина Лариса 59 36,3 46,1 66,6 66,6 80 20 37,5
5 Илларионова Василина 50 36,3 30,7 0 100 20 20 75
6 Неустроев Женя 59 27,7 76,9 50 50 80 40 75
7 Сергеев Айысхан 45,4 54,5 38,4 66,6 50 40 0 75
8 Слепцова Сандаара 77,2 36,3 30,7 83,3 83,3 40 60 37,5
9 Соловьева Самаана 86,3 54,5 38,4 66,6 83,3 100 100 25
10 Филиппова Лия 50 27,7 38,4 66,6 33,3 80 20 50
11 Яковлева Катя 63,6 54,5 53,8 83,3 50 60 40 62,5
12 Кырбасов Мичил 72,7 63,3 53,8 50 66,6 0 60 62,5
Как мы видим, по результатам исследования тревожности с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале "Общая школьная тревожность" имеют 3 подростка, т. е. 25% испытуемых.
Несколько повышена общая тревожность у 7 подростков, т. е. 58% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
Нормальный уровень тревожности в школе имеют лишь 2 подростка, что составляет 17% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.
По шкале «Переживание социального стресса» нет подростков, переживающих социальный стресс на высоком уровне.
Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на повышенном уровне - 50% (6 человек). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
И 50% процент, т. е. 6 испытуемых, не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.
8% процент, т. е. 1 человек, испытывает фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Возможно так же и то, что фрустрация потребности достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.
Сравнительно небольшой процент испытуемых, а именно, 25% (3 человек, испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.
Не переживают фрустрацию в достижении успеха 8 подростков (67% испытуемых, что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
У 25% испытуемых (3 человека) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, считают себя "центром вселенной". Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, осуждать окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление "закрыться", спрятать свой внутренний мир от окружающих.
Несколько повышен уровень страха самовыражения 67% испытуемых, что составляет 8 подростков. Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не доминирует над другими эмоциями.
И только 1 испытуемый (8%) не имеет психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Этот ребенок легко находит контакт с окружающими, быстро заводит новые знакомства, его отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.
42% (5 человек) испытывают высокий, и 42% (5 школьников) - повышенный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.
Так же, 50% испытуемых (10 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний.
Высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, выявлен у 50% подростков (6 учеников). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько "нормально" и "правильно" они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие - с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, что обусловлено возрастными особенностями.
У 1 человека (8%) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.
42% испытуемых данной выборки (5 человека) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.
Небольшое число подростков (2 человека, 16%) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера.
Также 16% испытуемых, что составляет 2 школьника, склонны к данным особенностям.
67% испытуемых, 8 школьников имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.
У 25% испытуемых (3 подростков) высокое эмоциональное напряжение появляется при взаимодействии с учителями, и немного повышенное эмоциональное напряжение появляется при взаимодействии с учителями, у 42% испытуемых (5 подростков).
33% испытуемых (4 человека) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.
Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.
Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.
В результате исследования было определено, что уровень проявления тревожности у детей подросткового возраста находится на повышенном уровне.
Пользуясь этими результатами, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван :
1. Плохой подготовкой к урокам;
2. Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;
3. Заниженной самооценкой;
4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;
5. Домашними неприятностями;
6. Высокими требованиями родителей;
7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;
8. Не замечание учителем и родителями успехов ребенка.