Нина Туча
Выделение причин отклоняющегося поведения ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, заведующим учебного отделения или заместителем директора по воспитательной работе.
Выделяют следующие причины отклоняющегося поведения ребёнка :
1. Биологические причины : наследственные факторы, временная гормональная перестройка, травмы.
2. Социальные причины : буллинг, трудности в общении, образ жизни и привычки социальной группы, к которой принадлежит подросток.
Публикация «Выделение причин отклоняющегося поведения ребенка» размещена в разделах
3. Воспитательные причины : гипо- или гиперопека, игнорирование потребностей ребёнка, отсутствие взаимного уважения между родителями и ребёнком.
Отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, не удовлетворяющие социальных ожиданий данного общества.
Всё чаще и чаще мы, взрослые сталкиваемся с неприемлемым негативным поведением наших детей. На первый план выступает агрессия, жестокость, всевозможное привлечение нашего внимания, посредством криков, порой плохих слов, упрямства. Взрослые называют таких детей - «трудными», психологи - ребёнок с отклоняющимся (девиантным) поведением.
Дети с нарушениями поведения - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Очень часто негативные характеристики личности и способы поведения, укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений ребенка с нами, взрослыми. А ведь именно взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять ребенка, дает ему возможность прочувствовать внимание к своему внутреннему миру, в
котором накопилось слишком много негативных эмоций и с которыми самостоятельно он не в состоянии справиться.
К наиболее распространенным формам отклоняющегося поведения относят агрессивность, вспыльчивость, пассивность и гиперактивность.
Агрессивность. Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые нам, взрослым кажутся
мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка. В силу незрелости его нервной системы при ограниченности способности ребенка к самовыражению, наиболее удовлетворительным решением оказывается физическая реакция. Физическая агрессия выражается как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и ломают игрушки. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае
мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями. Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, тем не менее использует его, желая
огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани - слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки» -например). Нам, взрослым, необходимо постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально
приемлемых формах. Очень важно, научиться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (стараться избегать ситуаций или своевременно переключать его внимание). В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким- то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за
плечи). Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением.
Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова : «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать». Уборка как наказание за содеянное - неэффективна; лейтмотивом доводов взрослого
должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».
Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Может быть, он хочет испытать приятное
чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда нам взрослым необходимо превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, чем ответить. Дать почувствовать неприятное состояние от обзывалок. Общаясь с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка только способствуют его стимулированию. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания аудитории. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения.
Вспыльчивость. Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу
устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость — это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления. Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить.
В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами. Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли
запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждение самого взрослого.
Пассивность. Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так. «Тихие» дети испытывают
разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым.
Нередко тихое поведение ребенка - реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание.
Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить,
какие события или обстоятельства вызвали у него такое состояние.
Гиперактивность. В основе гипердинамического синдрома лежат микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевая раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия, физические и психические травмы. Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемостъ внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок
импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Легко переносит наказания, не помнит обид, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в группе. Самая большая проблема гиперактивного
ребенка — его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса. Пик проявлений гипердинамического синдрома - 6-7 лет, а первые проявления можно заметить уже во младенчестве. Отвлекаемость внимания
и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность.
Нельзя сдерживать его физическую подвижность, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет
выполнением какого-то поручения. Самое главное - подчинить его действия цели и приучить достигать ее.
В основе девиантного поведения дошкольников, чаще всего лежат необдуманные поступки взрослых, а ребёнок своим негативным поведением пытается донести до нас, что ему так некомфортно, неуютно. Он просто не знает, как донести эту информацию словами. Часто плохое поведение вызвано неумением контролировать свою эмоционально-волевую сферу.
Взрослым всегда нужно оставаться спокойными, страх перед девиантным поведением только стимулирует его. Всегда быть готовыми отвлечь ребёнка, переключить его внимание на любую деятельность. Следует помнить, что дети во всём берут с нас пример, и даже когда они играют и увлечены своим делом, они слышат о чём мы говорим, и видят что и как мы делаем.