Елена Васильева
Интегрированное занятие «Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит и поёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие
«…Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт…»
А. К. Толстой
Старший дошкольный возраст.
Васильева Елена Федоровна,
Воспитатель, г. Таганрог.
Задачи:
Формировать в сознании детей представления о сменяемости времён года.
Интегрируя средства выразительности музыки, поэзии, живописи, пластики, эмоционально усилить восприятие окружающего мира, времени года «Весна».
Закреплять представление о приметах весны.
Развивать все виды восприятия : зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое; логическое и образное мышление.
Публикация «Интегрированное занятие „Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит и поёт“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Стимулировать познавательный интерес, творческую активность детей. Расширять музыкально-литературный и художественный кругозор: знакомить с поэзией А. К. Толстого, А. Плещеева, А. Фета, В. Жуковского, С. Маршака, Я. Акима; музыкой классиков: А. Вивальди, П. Чайковского, Потоловского, а также Л. Н. Толстого, современных авторов: С. Е. Кожуховской; живописью К. Ф. Юона, М. К. Клодта, И. Левитана, Б. Щербакова.
Закреплять умение оперировать выразительными средствами искусства, устанавливать ассоциативные связи.
Закреплять понятия: вернисаж, поэт, композитор, художник, пейзаж.
Закреплять исполнительские навыки: выразительное звуковедение, пластика, чтение стихов, использование выразительных возможностей ударно-шумовых инструментов.
Доставить детям радость и удовольствие включением в занятие подвижных и творческих игр.
Предварительная работа.
1. Выучить стихи:
А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»,
А. Плещеев «Весна», В. Жуковский «Жаворонок»,
С. Маршак «Подснежник».
2. Разучить песню: сл. и муз. С. Е. Кожуховской «Неспешными и робкими шагами…»
3. Разучить упражнение «Посмотрите…». Муз. Л. Н. Толстого. Вальс.
Материал и оборудование.
Магнитофон, кассеты, ноты, репродукции картин художников, музыкальные инструменты, два мольберта с бумагой, клей, заготовки для аппликации.
Организация непосредственной образовательной деятельности
На стенде выставлены две репродукции картин русских художников: Юон «Мартовское солнце» и М. К. Клодт «Большая дорога осенью».
Входят дети, садятся.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Вы знаете, о чём мы будем говорить сегодня с вами?
(Нет.)
На нашем вернисаже сегодня выставлены две картины. Вы помните, что такое «вернисаж»?
(Это выставка картин).
Что изображено на этих картинах?
…природа).
Кто скажет, как называется изображение природы на картинах?
…пейзаж).
А какое время года отражено на этих пейзажах?
(На одной картине – зима или ранняя весна, а на другой – поздняя осень).
Воспитатель уточняет, что на первой картине скорее всего изображена ранняя весна, потому что очень много солнца, небо пронзительно голубое. И называется эта картина «Мартовское солнце», а вторая картина называется «Большая дорога осенью».
Воспитатель :
А сейчас вы услышите отрывок из музыкального произведения итальянского композитора А. Вивальди. Определите, пожалуйста, с каким из этих пейзажей музыка перекликается по настроению.
Дети определяют, что музыка больше подходит пейзажу «Мартовское солнце», потому что она радостная, светлая, звонкая, праздничная, в ней такое же солнечное настроение, как в картине. А в другой картине настроение пасмурное, унылое, краски мрачные, небо хмурое. Значит солнечное, радостное настроение бывает весной.
Воспитатель :
Вот о весне мы с вами сегодня и поговорим. Какие весенние месяцы вы знаете?
(март, апрель, май).
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску репродукции картин русских художников:
1. Б. Щербаков. Начало весны.
2. Б. Щербаков. Апрельское солнце.
3. И. Левитан. Первая зелень.
4. И. Левитан. Берёзовая роща.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают репродукции картин и аргументировано дают названия картинам, приближаясь к авторским названиям.
Воспитатель :
Ребята, а как вы думаете, с каким временем суток можно сравнить весну?
(…с утром).
Почему с утром?
…весной вся природа просыпается от зимнего сна).
Давайте послушаем, как о весне рассказывают в своих стихах русские поэты, какие приметы весны они отмечают.
Дети читают стихи.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт…
А. К. Толстой.
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев.
Воспитатель :
Какие же приметы весны мы находим в стихах?
…теплей и ярче солнце стало…
…уж тает снег, бегут ручьи…
…чиста небесная лазурь…
…юный лес, в зелёный дым одетый…
…кувшинчик белый расцветает…
…возвращаются перелётные птицы.
И вот всё весной оживает, распускается, радуется жизни.
Так-то всё весной живёт!
В роще, в поле
Всё трепещет и поёт
Поневоле…
А. Фет.
Воспитатель :
А сейчас я предлагаю звуковую загадку. Чьи голоса мы сейчас услышим? (Звучит кассета «Голоса природы»: ручеек, кукушка, жаворонок).
Голоса природы мы слышим и в музыкальных произведениях. О ком, по-вашему, рассказал композитор П. Чайковский в своей пьесе? (звучит пьеса П. Чайковского «Песнь жаворонка»).
После ответов детей воспитатель называет пьесу. Ребёнок читает стихотворение В. Жуковского «Жаворонок».
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Я здесь пою приход весны…
Воспитатель :
Ребята, каждый вид искусства рассказывает о весне своим языком, своими средствами: живопись - красками, музыка - муз. звуками, поэзия - поэтическим словом, танец - пластикой, движением. Давайте попробуем усилить выразительность стиха звучанием ударно-шумовых инструментов.
Воспитатель выразительно читает стихотворение.
Апрель.
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
«Скоро, скоро быть теплу!» -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…
Дети используют для озвучивания стихотворения музыкальные инструменты: маракасы, колотушку, бубен, колокольчики, металлофон, ложки. Они соотносят игру на музыкальном инструменте с выразительностью стихотворения: его темпоритмом, паузацией, акцентами, динамикой, интонационными красками.
Воспитатель :
Я предлагаю отправиться на весеннюю прогулку.
Звучит песня «Подснежник», муз. Н. Потоловского, сл. А. Майкого, дети спокойно под музыку обходят зал, останавливаются у витрины с изображением подснежников и сон-травы («кувшинчик синий», отвечают, что это - первые весенние цветы, называют их, воспитатель помогает.
Ребёнок читает стихотворение С. Маршака «Подснежник»
Солнце ёлочки пригрело, сосны и валежники,
На полянку вышли смело первые подснежники.
Распрямились, расцвели в дни весны погожие
Дети нежные земли, на ребят похожие.
На проталинке стоят, на ветру качаются,
Будто звёздочки горят, лесу улыбаются.
Воспитатель предлагает встать врассыпную, исполняется танцевальное упражнение «Посмотрите…» муз. Л Толстого, сл. авторские.
Посмотрите, посмотрите –
Это вновь пришла весна.
Посмотрите, посмотрите –
Всюду талая вода.
Солнце ярко припекает,
Обогрело все кругом.
И природа оживает
Легкокрылым мотыльком - Мягкие взмахи в сторону правой и левой руками поочередно
- Плавные стелющиеся движения обеими руками вправо – влево.
Взмахи правой, левой руками поочередно, обеими руками вверх через стороны, вниз.
Кружение на носках, сопровождающееся плавными взмахами рук – «крыльев».
Воспитатель :
Ребята, мы с вами сказали, что весне все радуются, а какой самый светлый и радостный весенний праздник вы можете назвать?
(ответы детей).
Наверное, это мамин праздник, праздник всех женщин – День 8 марта. Давайте исполним песню, в которой пелось о весне и любимых наших мамах.
Дети исполняют песню «Неслышными и робкими шагами…», муз. и сл. С. Е. Кожуховской.
Воспитатель :
Молодцы ребята. Спели мягко и задушевно про весну и радостно, задорно про маму. А сейчас я предлагаю посоревноваться, кто сделает для мамы открытку лучше.
Проводится творческая эстафета «Кто быстрее сделает открытку для мамы». Дети делятся на две команды. По одному подбегают к магнитным доскам и приклеивают одну деталь открытки. Композиция произвольная.
Ребята, о каком замечательном времени года мы сегодня с вами беседовали?
(о весне)
Мы с вами отметили, что весну можно сравнить с утром, а почему? (ответы детей). Правильно, весной вся природа просыпается от зимнего сна, все радуются солнышку, радуются жизни, хотят счастья.
На этой радостной ноте мы и закончим нашу беседу.
(Звучит песня «Деньки стоят погожие» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского, дети уходят).