Ирина Гагарина
Встреча в клубе «Семья» «Влияние сказки на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча в клубе «Семья» на тему:
«Влияние сказки на развитие речи ребенка»
Гагарина Ирина Владимировна
воспитатель средней группы
Колотушкина Зоя Александровна
учитель-логопед
2014 год.
Цель: помочь родителям осознать роль сказки в развитии речи ребенка.
Задачи:
Публикация «Встреча в клубе „Семья“ „Влияние сказки на развитие речи детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- показать родителям влияние сказки на развитие ребенка,
- дать родителям представление о мнемотаблицах и применении их в практической деятельности,
- учить детей с помощью мнемотаблицы узнавать и пересказывать сказки,
- объединить родителей и детей в совместном пересказе сказки по мнемотаблицам.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на встречу в клуб «Семья». Тема нашей встречи «Влияние сказки на развитие речи ребенка».
Спустился вечер за окно,
Затушевал дневные краски,
Окутал город снежным сном,
Вновь наступило царство Сказки…
И мама, отложив заботы,
За сказкой время забывает,
И для нее, как в детства годы,
Волшебный мир вдруг оживает.
Сон убаюкал малыша,
Его отважная душа
Слилась с героем в славном царстве,
Волшебном, чудном государстве.
Уснул малыш. Но и во сне
Он примеряет на себе
Роль Золушки, Кота, Руслана,
Жизнь эльфов и царя Салтана.
Он в Сказке вырастет мудрей
И духом тверже и добрей.
Ведь тот, кто с детства Сказку любит,
Тот в жизни злым уже не будет!
Подведение итогов анкеты.
Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания ребенка. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры - так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.
Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир, и уносится в мир своих фантазий. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.
Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Памятка: Как правильно читать ребёнку сказку (раздать родителям)
1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
3. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.
4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.
5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.
6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние, но также корректировать их поведение.
В любом случае сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Выступление логопеда.
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в развитии связной речи : бедность и односложность речи, неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения, неспособность грамотно сформулировать вопрос и построить краткий или развёрнутый ответ, неспособность составить описательный рассказ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Поэтому перед педагогами встала задача развития коммуникационных навыков, используя как общепринятые методики, так и творческие, к которым и относится мнемотехника.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – «техника запоминания».
Мнемоника (мнемотехника) – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование данной технологии на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Основой мнемотехники являются мнемотаблицы, по-другому их называют сенсорно-графическими схемами или предметно-схематическими моделями, или блоками-квадратами. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.
В мнемотаблице можно изображать практически все, но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Мнемотаблицы используются для пересказа сказок. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Уважаемые родители, вам дома надо было сделать мнемотаблицы по сказке. Большое спасибо за участие. И сейчас мы с вами и вашими детьми попробуем пересказать сказки, по вашим таблицам.
Вывод: Уважаемые родители, я надеюсь, что наша встреча помогла вам понять как сказка влияет на развитие речи ребенка. Мы рассмотрели один из методов работы со сказкой – это пересказ по мнемотаблицам. Я предлагаю родителям, которые не сделали мнемотаблицу, сделать после встречи.
До свидания!