Приложение МААМ

«Встреча с музыкой». Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Илонна Смолина
«Встреча с музыкой». Художественно-эстетическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка является могучим и ничем не

заменимым средством в формировании

духовного мира ребенка.

Д. Кабалевский

Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д. Б. Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе».

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом ему помогает музыка.

Публикация «„Встреча с музыкой“, Художественно-эстетическое развитие дошкольников» размещена в разделах

В своей работе я стремлюсь формировать музыкальный вкус детей, знакомя дошкольников с классической музыкой.

Первый этап – это знакомство с музыкальными инструментами, их названиями, звучанием.

Чтобы почувствовать произведение, «войти в него», надо вслушаться в музыку, услышать каждый инструмент в оркестре. Знакомлю детей с музыкальными инструментами на занятиях, на вечерах досуга. Традиционным стал у нас вечер досуга «Музыкальные инструменты». Дети слушают выступление оркестра, многие играют в нем сами, отгадывают музыкальные загадки. Варианты проведения этого досуга различны. Когда детский сад пробрел новые инструменты для детского оркестра, ребята впервые «обыграли» здесь непривычные по звучанию металлофоны и ксилофоны. А виолончель и скрипку дети услышали в выступлении своих товарищей по группе, учащихся детской музыкальной школы.

Познакомила детей с оперой А. Прокофьева «Петя и волк». Дошкольники впервые услышали звучание фагота, кларнета, валторны, а в заключении все инструменты прозвучали в яркой оркестровой картине.

Итак, знакомство с музыкальными инструментами состоялось. Что же дальше?

Второй этап – знакомство с классической музыкой на вечерах досуга.

Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке досугов стараюсь так строить беседу, подбирать музыкальный материал, чтобы он был доступен детям, выбираю самые яркие произведения. Какие же досуги проводились?

«Классическим» стал у нас досуг «Детям о Чайковском» сколько здесь прозвучало прекрасной, выразительной музыки! Дошкольники знакомились с пьесами из «Детского альбома». В нем много близких и понятных им картинок и образов. С увлечением слушали ребята новые для них, внепрограммные произведения «Баба Яга», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». А Лариса исполнила под звуки «Неаполитанской песенки» танец – импровизацию с бубном и кастаньетами. «Как балерина», - сказали ребята о танце. Пьеса оставила такие яркие впечатления, что стала любимой у детей. Очаровали детей также «Танец феи Драже» и «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского. после досуга дети увлеченно передавали свои впечатления в рисунках. Уверена, что тот музыкальный вечер запомнился.

А потом были другие досуги, не менее интересные. На вечере «М. И. Глинка – детям» ребята познакомились с отрывками из оперы «Руслан и Людмила».

Все были очарованы прекрасной музыкой «Жаворонка», а стихи, прозвучавшие перед прослушиваем, только усилили впечатление. Помните?

…На солнце темный лес зардел

В долине пар белеет тонкий,

И песню звонкую запел

В лазури жаворонок звонкий…

На вечерах досуга сочетаются музыка и художественные произведения, музыка и живопись, музыка и хореография.

Досуг «Пушкин и музыка» прошел интересно, познакомила детей с двумя шедеврами: «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина и одноименной оперой Н. А. Римского – Корсакова, которая являлась как бы иллюстрацией к стихам.

Волновалась: как получится? Понравится ли ребятам музыка, вызовет ли клик? Дети были очень внимательными музыка их буквально захватила. Ребята увлеченно обменивались впечатлениями, отразили их в рисунках. Активными были даже самые робкие. У каждого появился свой любимый музыкальный отрывок. Изменился и характер оценки произведения. Если раньше оценка сводилась лишь к тому, понравилась музыка или нет, то теперь ребята стали искать объяснение своему отношению чаще стали говорить о выразительных средствах музыки. Богаче стал словарь детей.

Наташе понравилась музыкальная картинка «Белка» «Музыка, легкая, смешная, забавная, высокие звуки. Наверное, белка очень веселая»

Мальчиков заворожил музыкальный отрывок «Тридцать три богатыря». Надо было видеть, с каким любопытством они «впитывали» каждый звук сказочного марша! Сережа сказал: «Какая красивая музыка! А еще слышно, как море шумит. Женя: «Это какая-то могучая музыка, ведь богатыри сильные и ловкие».

С большим чувством Лена говорила о полюбившемся отрывке «Царевна – лебедь» : «Музыка очень красивая, похожая на песню, величавая, главная, а потом она как будто переливается, это похоже на волны – Царевна взмахнула крыльями».

Изменение суждений о музыке обрадовало меня. Ведь это значило, что предварительная работа не прошла даром, обогатила детей, вызвала интерес к классике.

Но одно дело – слушать музыку в грамзаписи и совсем другое – познакомиться с ней «наяву». Такие встречи стараюсь также сделать традицией. Дорогими и желанными остями бывают у нас участники детской хоровой студии Дворца культуры, многие из них – выпускники нашего детского сада. Были у нас со своими концертами и ребята из хора мальчиков. И снова звучал «Жаворнок» Глинки, произведения Чайковского, Кабалевского, Чичкова, школьники играли на аккордеоне, баяне, флейте, скрипке. Эти встречи для наших детей – праздники.

Я говорила о сочетании видов искусств. Примером такой работы являются, комплексные занятия чаще их проводит воспитатель, но всегда – в контакте с музыкальным руководителем. Умение слушать, чувствовать мелодию помогает ребятам раскрыть тему в рисунке. Работы получаются разнообразные, выразительные, созвучные музыкальному произведению. В такой форме были проведены занятия, закрепляющие знания детей по теме «Времена года»; «Пришла весна». «Осень разноцветная», «Зимушка – Зима».

И, наконец, еще один – третий – этап на пути знакомства с классикой – классическая музыка на праздничных утренниках.

«А под какую музыку должна прийти на праздник Осень?» - задумалась я. И решила: пусть это будет не привычная русская мелодия, а «Октябрь» («Осенняя песня» Чайковского). Рискованно? Да. Но результат превзошел все ожидания: музыка органично «вошла» в сценарий, подчеркнула, характер персонажа даже подсказала движения. (Осень в ярком расписном костюме шла по залу, разбрасывая вокруг желтые конфетти, как бы осыпая детей осенним золотом).

Праздник новогодней елки – это, прежде всего, сказка, которая уносит ребенка в мир фантазий, будит воображение, наполняет сильными эмоциональными впечатлениями.

Как важно так подобрать музыку, чтобы она стала неотъемлемой частью, «изюминкой» сценария, чтобы ярко и выразительно «представила» персонаж или событие праздника.

…Звучит «Вальс» В. Ребикова из оперы «Елка» - и в сверкающем наряде появляется Снегурочка, легкая, изящная, веселая, рассыпая вокруг снежинки, кружась в ритме музыки. Дети замирают от восторга, погружаясь в мир сказки.

Как любят девочки исполнять «Танец снежинок» под «Вальс» А. Гречанинова! Легкость, воздушность мелодии подчеркивается звучанием колокольчиков в оркестре. «Как будто льдинки звенят», - удивились дети, и танец стал любимым. Исполняя его, девочки старались подчеркнуть пластикой, движениями рук красоту, нежность музыки. Именно музыка позволила детям выйти на новый, более высокий уровень исполнительства, а ведь это так важно!

А однажды на Новый год в детском саду расцвел удивительный волшебный аленький цветочек. Как его представить на празднике? Решила: снова поможет музыка П. Чайковского. Помните, в «Вальсе цветов» есть небольшое вступление арфы. Эта музыка и стала яркой темой цветка. Дети делись впечатлениями после праздника, рисовали волшебный цветок. Спасибо, Музыка!.

Люблю Праздник Победы. Как важно донести до детей, к счастью, не познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость их дедов.

В этот день у нас в гостях – ветераны войны. Для них – наши песни, стихи, пляски. А потом наступает главная минута – минута Памяти, минута молчания. Звучит «Лунная соната» Бетховена, к центральной стене, нарядной и торжественной, ложатся цветы как дань павшим. Как важны для малыша эти священные минуты, когда так ясно ощущается связь поколений, связь прошлого и будущего.

Высокое чувство любви к Родине, преклонение перед теми, кто отдал за нее жизнь, - эти чувства помогает пробудить музыка. И каждый раз, когда в мелодии выражается эта волнующая, чарующая красота, о которой невозможно рассказать словами, ощущаю, что сердца детей делаются доверчивыми, открытыми,

Что мы уносим из детства? Порой самые неожиданные вещи: стихи, который разучивал с ними отец, мамину колыбельную, радость новогодней елки, красоту распустившегося цветка.

От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.

Публикации по теме:

Работа с родителями. «Слушание музыки дома» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ДОМА» Ребенку нужно помочь и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе,.

Статья «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста» Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Встреча с музыкой». Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Опубликовано: 14 мая 2014 в 07:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Встреча с музыкой». Художественно-эстетическое развитие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Илонна Смолина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД