Татьяна Томниковская
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Вся семья вместе, так и душа на месте!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №48»
Конспект
по познавательному развитию
на тему: «Вся семья вместе, так и душа на месте!»
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Вся семья вместе, так и душа на месте!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Составитель: Томниковская Т. Ю., воспитатель
г. Владимир
2024 год.
Цель: Формировать представление о ценностях семьи, расширять знания о семье и семейных традициях.
Задачи:
• Образовательные:
1. Расширять представление детей о семье, родственных связях.
2. Продолжать учить составлять рассказы о своей семье, о семейных традициях.
3. Развивать диалогическую речь детей, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
• Развивающие :
1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семейных традициях.
2. Развивать воображение, мышление, связную речь детей, обогащать их словарь.
3. Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности.
4. Обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы.
• Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
2. Воспитывать чувство гордости за свою семью, интерес к семейным традициям.
Предварительная работа:
1. Чтение книг о семье, семейных традициях.
2. Беседы о семье.
3. Изготовление и рассматривание альбомов с семейными фотографиями.
4. Изготовление игр о семье.
5. Заучивание пословиц о семье.
Материал: игрушка Матрешка, макет для игры «Чаепитие», карточки с пословицами о семье, детские альбомы с семейными традициями, картинки к игре «Ассоциации».
Ход занятия.
Воспитатель и дети стоят в музыкальном зале около стены.
Воспитатель: «Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло много гостей. А когда к нам приходят гости, что нужно сделать?»
Ответы детей: «Поздороваться.»
Воспитатель: «Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьётся. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу.»
Ребята у нас с вами в зале есть удивительная стена. Чем же она удивительна?
Ответы детей: «В понедельник мы приходим в зал, чтобы все вместе поднять флаги, прослушать гимн и поговорить о важном.»
Воспитатель: «Каждую неделю стена меняется. На ней появляется что-то необычное и интересное. И сегодняшний день не стал исключением. Посмотрите внимательно на стену и скажите, что сегодня нового на ней появилось?»
Дети видят матрешку.
Ответы детей: «Матрешка».
Воспитатель: «Да, сегодня к нам в гости пришла матрешка. Скажите ребята, что вы знаете про матрешку?
Ответы детей: «Это игрушка, она деревянная, расписная…»
Воспитатель: «Матрешка самый желанный сувенир из России, известный во всем мире. А раньше на Руси это была игрушка. Но игрушка не простая, а с секретом. А с каким секретом?»
Ответы детей: «В ней еще матрешки.»
Воспитатель: «Правильно. Она вмешает в себя несколько фигурок. Количество которых может быть разным. И все эти куколки олицетворяли людей, - это не чужие между собой люди, они семья. А что такое семья?»
Ответы детей: «Мама, папа.»
Воспитатель: «Да мама, папа, бабушка …»
Воспитатель: «Семья, это когда все родственники вместе. А где же у нашей матрешки семья?»
Ответы детей: «Внутри.»
Воспитатель берет матрешку открывает, а внутри ничего нет.
Ответы детей: «Нету.»
Воспитатель: «Как вы думаете, что случилось?»
Ответы детей: «Потерялись, забрали, украли …»
Воспитатель: «Что же нам делать?»
Ответы детей: «Пойдемте их искать.»
Воспитатель: «Какие вы у меня дружные. Ну тогда вставайте за мной и в путь.
А наших гостей мы приглашаем отправиться вместе с нами.»
Воспитатель передает матрешку одному из детей.
Воспитатель с детьми спускается в группу.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: «Где искать?»
Ответы детей: «Здесь в группе.»
Воспитатель: «В группе стоят столы, на них лежат разные задания, нам надо их выполнить. За каждое правильно выполненное задание вы получите матрешку.»
Воспитатель подводит детей к первому столу.
Воспитатель: «Во многих семьях есть замечательные традиции – собираться всем вместе за столом и пить чай. Чтобы выполнить первое задание, вам надо выбрать кто кем будет в семье.»
ИГРА «ЧАЕПИТИЕ».
Воспитатель: «Матрешка накрыла стол и хочет угостить всех чаем. Помогите семье найти свои чашки.»
Для папы поставила синюю чашку;
Маме поставила чашку напротив папы и положила под блюдце белую салфетку;
Бабушке – поставила чашку справа от мамы;
А дедушкина чашка между бабушкой и папой;
На чашке сына изображена машинка;
На чашке дочери изображен зайчик;
У малыша чашка с двумя ручками.
Дети прикрепляют на доску картинки изображающие членов семьи.
Воспитатель: «Ну что ребята справились мы с заданием?»
Ответы детей: «Да.»
Воспитатель: «Какие вы молодцы. Вы очень заботливые. Первое задание мы выполнили. А где же наша матрешка?»
Дети находят матрешку.
Воспитатель: «Тогда забираем нашу матрешку и отправляемся дальше.»
Дети подходят к следующему столу.
Воспитатель: «Русские люди, свой опыт передавали из поколения в поколение, из «уст в уста». До нас их опыт, дошел в пословицах.»
Воспитатель: «На столе перед вами лежат картинки, на них зашифрованы пословицы о семье. Предлагаю их расшифровать и выложить из них дорожку.»
Дети по мнемотаблицам называют пословицы и объясняют их смысл.
1. Дерево держится корнями, а человек семьей.
2. Не надобен и клад, коли в семье лад.
3. В семье разлад, так и дому не рад.
4. Дом согревает не печь, а любовь и согласие
5. В гостях хорошо, а дома лучше.
Воспитатель: «Молодцы, какие вы у меня мудрые, вы отлично справились с заданием.
Дети находят матрешку.
Воспитатель: «Забираем нашу матрешку и отправляемся дальше.»
Дети подходят к столу, на столе лежат альбомы.
Воспитатель: «Со временем, когда появились фотоаппараты, люди стали создавать семейные альбомы. Эта традиция дошла до наших дней. Во многих семьях есть альбомы с фотографиями близких родных. Перед вами на столах альбомы которые вы принесли из дома. В этих альбомах собраны традиции ваших семей. Попробуйте отгадать по описанию, чей это альбом?»
Воспитатель: «В этом альбоме собраны традиции одной девочки. В семье которой любят путешествовать, она долго прощается с мамой по утрам и любит рисовать на окне смайлики.»
Ответы детей: «Василиса.»
Воспитатель: «А в этом альбоме собраны традиции одного мальчика который очень интересуется насекомыми, и в его семье профессия передается из поколения в поколение.»
Ответы детей: «Илюши.»
Воспитатель: «А кто еще хотел бы из вас поделится традициями своей семьи?»
Дети рассказывают о своих семейных традициях.
Воспитатель: «Замечательные традиции. А я хочу поделиться с вами своей семейной традицией. Когда я путешествую со своей семьей по разным городам, то мы из путешествий привозим магниты, что бы потом их можно было посмотреть и вспомнить где мы были.
Но помимо традиций в семьях часто собирают интересные вещи. Кто из вас знает, как это называется?»
Ответы детей: «Коллекционирование.»
Воспитатель: «В нашем словаре появилось новое слово.»
Воспитатель: «А, в ваших семьях, коллекционируют что-нибудь?»
Дети рассказывают о коллекциях в своих семьях.
Воспитатель: «Молодцы, какие вы у меня творческие. Мы выполнили задание.
Дети находят матрешку.
Воспитатель: «Забираем нашу матрешку и отправляемся в путь.»
Воспитатель подводит детей к следующему столу.
Воспитатель: «Я вам предлагаю поиграть.»
Воспитатель: «Нам нужно выбрать водящего. Как мы можем это сделать?»
Ответы детей: «Считалкой.»
Дети считаются:
«Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!».
Дети выбрали водящего.
Воспитатель: «У вас на столе лежат карточки с членами семьи. Я вам сейчас буду задавать вопросы. А вы, отвечая на них поднимите нужную карточку.»
ИГРА «АССОЦИАЦИИ».
1. Кто в вашей семье самый трудолюбивый?
2. Кто в вашей семье самый сильный?
3. Кто в вашей семье самый красивый?
4. Кто в вашей семье самый вредный?
5. Кто в вашей семье самый смелый?
6. Кто в вашей семье самый обидчивый?
7. Кто в вашей семье самый умный?
8. Кто в вашей семье самый ленивый?
9. Кто в вашей семье ворчливый?
10. Кто в вашей семье самый добрый?
…веселый, кто вкуснее готовит, кто с вами больше играет, кто вам больше читает книжки, кто с вами чаще гуляет)
Воспитатель: «Молодцы, какие вы у меня веселые. Мы выполнили очередное задание.
Дети находят матрешку.
Воспитатель: «Забираем нашу матрешку и отправляемся в путь.»
Воспитатель: «Ребята наш путь почти закончен. Но чтобы собрать всю семью вместе, нам нужно отгадать загадки:»
1. У неё есть дочка и внучка. Кто это? (Бабушка).
2. У него есть и сын, и дочь. Кто это? (Папа)
3. У него есть сын и внук. Кто это? (Дедушка)
4. У неё есть дочь и сын. Кто это? (Мама)
Воспитатель: «Какие вы у меня сообразительные. Все задания выполнены. А где же наши матрешки?»
Дети находят матрешек.
Воспитатель: «Посмотрим, что у нас получилось?»
Ответы детей: «Мы собрали всех матрешек.»
Воспитатель: «Сколько всего матрешек?»
Ответы детей: «Семь.»
Воспитатель: «Правильно.»
Воспитатель: «Семь + Я равно СЕМЬЯ.»
Воспитатель: «Вы сегодня были очень дружными, мудрыми, трудолюбивыми, заботливыми. А может все эти качества нам и помогли выполнить задания и найти матрешек всем вместе.
А как говорится в пословице: «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Воспитатель: «Молодцы у нас получилась отличная семья. Ну что ж наш путь окончен. Понравилось наше путешествие?»
Ответы детей: «Да.»
Воспитатель: «Важно ли то, что вы сегодня узнали? Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание больше всего понравилось?»
Ответы детей
Воспитатель: «Наше занятие окончено. Я благодарю вас за работу, а нашим гостям мы говорим спасибо за внимание.»