Алина Тарасова
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом»
Работа с природным материалом заключает в себе воспитание бережного и заботливого отношения к природе, сближения ребенка с ней и формирование первых трудовых навыков.
Публикация «Всестороннее развитие детей дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом» размещена в разделах
Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд увлекательный и приятный, но очень кропотливый. Для того чтобы дети охотно занимались им, нужно развивать добрые чувства, фантазию, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. А. С. Макаренко обращал внимание на важность использования природного материала в деятельности ребенка. Он говорил, что материалы (дерево, бумага, глина и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Дети с прогулки часто приносят шишки, ветки, желуди; с экскурсии к реке – ракушки, красивые камешки. Они могут долго рассматривать собранный материал, ощупывать, перебирать, обследовать его. Всё это способствует запоминанию красок, свойств каждого материала, формы.
Встречи с природой учат детей внимательно вглядываться в различные явления, расширяют представления об окружающем мире, учат сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и в процессе систематического труда, руки ребенка приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – совершенствованию координации движений, гибкости, точности, согласованности в работе глаза и руки. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей.
Изготовление поделок из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят возникает стремление оказать помощь друг другу. Результаты коллективного труда, одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую поделку они берутся с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.