людмила пономарева
Развитие танцевально-ритмических движений детей дошкольного возраста в процессе формирования личности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие танцевально-ритмических движений детей дошкольного возраста в процессе формирования личности.
Одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека является дошкольный возраст. Личность человека,его гармоничное эстетическое воспитание формируется именно в эти годы
Музыкальное воспитание для детей дошкольного возраста имеет важное значение, как для интеллектуального развития, так и для физического. Но для овладения музыкальными способностями необходимо не только пение или прослушивание музыки. Здесь на первый план вступают танцевально-ритмические движения.
Публикация «Развитие танцевально-ритмических движений детей дошкольного возраста в процессе формирования личности» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями. Именно процесс прослушивания музыкальных произведений разного характера способствует восприятию разных танцевальных ритмов и мелодий. Но музыкальное воспитание не было бы полноценным, если бы дети ограничивались лишь пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют танцевально-ритмические движения.
Танцевально-ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Выдающийся музыкальный педагог А. Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой" утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой.
Кроме того, в период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. А музыкально-ритмические движения сочетают в себе как эмоционально-творческое развитие, так и развитие физическое.
Таким образом, тема развития танцевально-ритмических движений является актуальной в дошкольном педагогическом процессе.
Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Подражание движениям образов (животных, природных стихий) способствует интеллектуальному развитию дошкольника. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.
Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.
Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально "выплескивают" свои эмоции. Особенно детям близка национальная музыка той народности, к которой они принадлежат. Ритм можно "переживать". И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка. Например, старинный карачаевский танец «Абезек», который воспитывает уважительное взаимоотношение мальчиков и девочек, абазинский танец «Куашара», черкесский танец «Кафа», которые символизируют дружелюбное отношение друг к другу.
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:
-танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
-свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
-комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
-народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
-характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
-детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.
Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.
Желательно использовать на занятиях иллюстрации профессионального исполнения для правильного эстетического восприятия.
Процесс обучения танцевальным движениям достаточно трудоёмкий и сложный, но очень важно включать этот вид деятельности на занятиях для полноценного развития дошкольников.