Наталья Стулова
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в Условиях модернизации дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Значимое место в ряду социальных проблем занимает проблема воспитания и обучения детей с нарушениями развития. [2,c 212] Постоянное увеличение количества этих детей, причиной которого является негативное влияние различных экологических, социально-экономических, культурно-психологических и др. факторов, обусловливает важность и необходимость совершенствования традиционных и поиск новых методов и форм коррекционно-педагогической работы с ними.
Публикация «Всероссийская конференция „Организация воспитательно-образовательного процесса в Условиях модернизации дошкольного образования“» размещена в разделах
В настоящее время в России существует широкая сеть специальных дошкольных учреждений, которая охватывает детей, имеющих выраженные нарушения в формировании сенсорной, интеллектуальной, речевой или двигательной сферы; научно обоснованы и реализуются в практической деятельности принципы и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми в данных условиях. Вместе с тем, в силу ряда причин :
-невнимательное отношение родителей и воспитателей к трудностям, имеющимся у детей;
-несвоевременное выявление и диагностика отклонений в развитии;
-недостаточное количество мест в специальных детских садах, которое не позволяет оказать помощь всем нуждающимся в ней детям и др. в массовых дошкольных учреждениях оказывается значительное число детей с нерезко выраженными отклонениями в психофизическом развитии. Это дети со снижением зрения, слуха, нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития,соматической или нервно-психической ослабленностью и др.
Совместное воспитание и обучение дошкольников с проблемами в развитии и их нормально развивающихся сверстников осуществляется практически в каждом детском саду. Литературные данные свидетельствуют о том, что до 50% детей старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в усвоении программы массового дошкольного учреждения по всем или отдельным ее разделам[5, c 224].
Воспитатели детских учреждений, как правило, не подготовлены к коррекционной деятельности и не могут оказать дошкольникам адекватную помощь в соответствии со структурой имеющихся у них отклонений в развитии, Тем более не готовы к такого рода деятельности родители, которые обычно необъективно оценивают уровень развития обоих детей. В период медицинской диспансеризации родители и воспитатели получают, в основном, рекомендации по оздоровлению детей, а особенности их умственного, психического и речевого развития уходят из поля зрения врачей или обследуются формально.
Эти или другие обстоятельства ведут к тому, что, поступая в школу, дети с отклонениями в развитии составляют "группу риска,' (группу "проблемных детей", "детей с особыми нуждами") и часто попадают в разряд неуспевающих.
Тщательное изучение воспитанников массовых детских садов с проблемами в развитии приводит к выводу о том, что у преобладающей части из них нарушения носят негрубый, парциальный характер и при создании соответствующих услоеий могут быть успешно устранены в дошкольном возрасте, когда активно происходят процессы формирования всех психических процессов и закладываются основы личности. Проведение коррекционно-педагогической работы именно в этот период способствует полноценной социальной адаптации детей, предупреждает возникновение у них вторичных особенностей развития и имеет наибольшую результативность
Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы семьи с ребенком, а также психотерапевтической работы дефектолога (или психолога) с семьей. [1,c 38]
Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим дошкольный дефектолог (или практический психолог) и вообще педагоги дошкольных учреждений должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье. Педагоги должны проводить собрания родителей, организовывать индивидуальные разъяснительные беседы, массовые мероприятия, праздники, показательные индивидуальные и групповые занятия, оформлять тематические стенды и т. д.
Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей. [3, c 433]
Для согласованности требований дошкольного учреждения и семьи используются различные формы взаимодействия :
-посещение педагогом семьи, а родителями - детского сада,
-беседы с родителями,
-консультации специалистов,
-родительские собрания,
-проведение открытых занятий и т. д.
В последнее время активно внедряется новая форма взаимодействия в рамках педагогики сотрудничества - организация клубов по интересам для совместной работы взрослых и детей на базе дошкольного учреждения : спортивный, фольклорный клубы и др. Практикуется руководство родителей студийными занятиями детей: танцевальные, музыкальные, театральные кружки, студии изобразительной деятельности и др.
Совместная работа педагогов и родителей - неотъемлемая часть педагогического процесса. Родительские собрания в дошкольном учреждении проводятся, как правило, не реже 3 раз в год: в начале сентября родителей знакомят со структурой учреждения, задачами и основным содержанием работы, правилами и распорядком дня детей в детском саду. Это собрание обычно проводит заведующий учреждением с родителями всех групп. В октябре предусмотрено проведение групповых собраний педагогами, логопедами, психологом. [4, c 114] Родителей конкретно ориентируют в состоянии ребенка и в той работе, которую они должны проводить параллельно со специалистами и под их руководством.
Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.
Сотрудничество педагогов и родителей - основа успешного обучения и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия -путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.
Родители и педагоги должны знать возрастные закономерности формирования психики ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций.
Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. [7, c 35]
В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуждаются в лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии. Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия воспитания ребенка в семье и раннее начало комплексных оздоровительных и обучающих мероприятий.
Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Родители детей с отклонениями в развитии должны получать квалифицированную помощь специалистов, направленную на приобретение ими необходимых знаний и навыков в работе по преодолению имеющегося у ребенка нарушения.
В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека, равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека, в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффективность работы. [6, c 176]
Список литературы
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. : ТОО "Интелтех", 1994. - 38 с.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Международная педагогическая академия. - 1995. - 212 с.
3. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. ; В 6 т. -М. : Педагогика, 1984. Т. 4. - 433 с.
4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары,Чувашское книжное издательство,1980.-114 с.
5. Дошкольное воспитание аномальных детей : Кн. для учителя и воспитателя /Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. ; Под ред. Л. П. Носковой. М. : Просвещение, 1993. - 224 с.
6. Ермолаева М. В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М. : Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. — 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").
7. Методические рекомендации по организации коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с задержками психического развития /Под ред. В. Л. Шидловского. Л., 1991. - 35 с.