Анжелика Турулина
Всеобуч на тему «Групповая сплоченность как фактор успешного взаимодействия в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие навыков группового взаимодействия, сплочения участников коллектива; создание благоприятного рабочего климата в коллективе для продуктивной реализации поставленных целей.
Задачи:
- совершенствование навыков коллективного взаимодействия, сплоченности;
- развитие навыков обратной связи, освоение способов и приемом эффективной коммуникации;
- развитие творческого самовыражения участников коллектива;
- развитие взаимопонимания и эмпатии среди участников коллектива.
Публикация «Всеобуч на тему „Групповая сплоченность как фактор успешного взаимодействия в коллективе“» размещена в разделах
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем психологический всеобуч на тему : «Групповая сплоченность, как фактор успешного взаимодействия в коллективе».
Вначале предлагаю Вам ознакомиться с основными правилами поведения и общения в группе (тренинговой) :
• Доверительный стиль общения
• Общение «здесь и теперь»
• Персонификация высказываний (Я-высказывания)
• Искренность в общении
• Уважение говорящего (выслушать, не перебивать)
• Недопустимость непосредственных оценок человека
• Активное участие в происходящем
Упражнение «Мне бы хотелось от этого тренинга…»
Цель: формулирование участниками своих ожиданий от тренинга.
Материалы: мяч
Время: 5 минут
Участники по кругу передают друг другу мяч и высказывают свои ожидания, предположения, пожелания по поводу тренинга»
Сплоченный и дружный коллектив – залог успешного выполнения и реализации поставленных целей деятельности любого учреждения. Только в сплоченном коллективе возможно установление положительной рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам, продуктивно выполнять поставленные задачи руководства, максимально проявлять и использовать способности и таланты каждого участника.
Однако, в последнее время, все чаще в рабочем процессе отмечается возникновение небольших ссор, деструктивной критики, конфликтных ситуаций. Сегодня мы с вами уделим внимание развитию группового взаимодействия, взаимопонимания и сплоченности коллектива.
Предварительно с вами было проведено анонимное анкетирование «Определение психологического климата в группе (Л. Н. Лутошкина) В результате интерпретации определен …. уровень психологического климата. Если же брать людей по отдельности, то можно заметить, что кому-то очень комфортно в коллективе, а кто-то чувствует много отрицательных особенностей.
Предпосылки сплоченности
Предпосылки сплоченности группы :
1. страбатывемость группы – это согласованность действий в процессе совместной деятельности
На ее основе формируются 3 уровня совместимости:
1) психофизиологическая совместимость – сходство психофизиологических характеристик
2) психологическая совместимость – люди удовлетворены друг другом в связи с тем, что у них есть общие или сходные признаки
3) социально - психологическая совместимость – сходство ценностных ориентаций, идеалов, принципов
Чем более сплочена группа, тем меньше вероятность в ее распаде.
Свойства, препятствующие нарушению целостности группы :
1)Характер межличностных эмоциональных отношений.
2)Характер отношений между членами группы в процессе совместной деятельности.
3)Характер ценностных ориентаций, установок, стереотипов, поведение членов группы.
Формированию сплоченной группы способствует наличие у ее членов таких качеств, как:
• умение слушать, сочувствовать;
• готовность помогать другим;
• умение найти общую точку зрения, общие ценности и интересы;
• четкость и ясность позиций;
• стремление избежать конфликтов;
• открытость, гибкость
Препятствуют формированию сплоченной группы :
желание доминировать и (или) постоянно вступать в спор; безапелляционные заявления,
оценка идей других как плохих или неверных;
привычка быть всегда правым;
потребность быть победителем, брать верх;
безразличие, апатия, скука.
Практическая часть
Оборудование:
- мяч воображаемый;
- скотч (или веревки, ленты);
-ножницы;
- коробки;
А теперь мы с вами перейдем к практической части.
Упражнение «Имя и эпитет»
Содержание: Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис».
Коллеги, предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.
Возьмите ручки и бумагу. Ваша задача – услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
- Если команда – это постройка, то она….
- Если команда – это цвет, то она…
- Если команда – это музыка, то она …
- Если команда – это геометрическая фигура, то она…
- Если команда – это название фильма, то она…
- Если команда – это настроение, то она…
Проводим опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Итоги упражнения:
Что вам понравилось в этом упражнении?
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
О чём нам говорит это упражнение?
Упражнение «Футбол»
Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды – всё как в настоящем футболе. Затем выбираем защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом – передают мяч защитникам, затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден – засчитывается гол.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- О чём это упражнение?
- Что вам помогало?
- Что мешало?
- Какие выводы можно сделать на будущее?
Упражнение «Общее дело»
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды. (в качестве подарка можно взять пачки из под чая)
Упражнение-заключение «Символ сплоченности»
Участникам предлагается придумать и изобразить свой символ сплоченности.
Рефлексия. Процедура «Пожелания».
Цель: эмоциональная и рациональная оценка прошедшего занятия, выводы, пожелания всем участникам тренинга.
Каждый участник по кругу описывает свое состояние, настроение, высказывает какие трудности возникали в процессе тренинга, что понравилось больше всего. Затем каждый участник формулирует одно пожелание для остальных членов группы.