Анастасия Шахова
Всеобуч для родителей «Как облегчить адаптационный период ребенка 2–3 лет к условиям детского сада». Фотоотчёт
▼ Скачать
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её
условиям.
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское
учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных
реакций.
У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее
Публикация «Всеобуч для родителей „Как облегчить адаптационный период ребенка 2–3 лет к условиям детского сада“, Фотоотчёт» размещена в разделах
сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот
переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для
ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым
условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Различают степени прохождения адаптации к детскому саду :
Легкая адаптация
Поведение ребёнка нормализуется в течение 10-15 дней. К двадцатому дню пребывания
в саду у ребёнка стабилизируется сон и ребёнок начинает нормально есть. Настроение бодрое,
есть заинтересованность, которая всё же не отменяет утреннего плача. Отношения с близкими
взрослыми не нарушаются, малыш легко прощается с родителями, быстро отвлекается, его
интересуют другие взрослые.
Адаптация средней тяжести.
Негативные изменения в поведении нормализуются в течении месяца. Нарушения в
общем состоянии ребёнка выражены ярче, сон нормализуется через месяц с небольшим, аппетит восстанавливается примерно в эти же сроки. Настроение неустойчивое в течении
месяца, плаксивость проявляется в течении всего дня. Поведенческие реакции
восстанавливаются к концу первого месяца пребывания в детском саду. отношения ребёнка к
близким — эмоционально возбуждённое. Речевая активность замедляется. Отношение к детям
и взрослым избирательное. Легкое заболевание не более 10 дней. Могут наблюдаться такие
проявления как бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи.
Тяжелая адаптация
От двух до шести месяцев. Ребёнок плохо засыпает, вскрикивает, плачет во сне,
просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ
от еды, нарушение стула. Настроение безучастное, ребёнок много плачет, поведенческие
реакции нормализуются к концу второго месяца в саду. Отношение с близкими эмоционально
возбуждённое, отношение к детям — отторжение или агрессия. Могут проявляться такие
проявления и состояния, как рвота, дрожание подбородка, пальчиков, неуправляемое
поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.
Адаптация детей раннего возраста (2–3 года) в детском саду.
При поступлении в детский сад малыш оказывается в ситуации, в которой от него часто
требуется другое поведение. Это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных
реакций, плача и серьезных заболеваний.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребё нка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном
внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой
момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть
и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и
правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой
дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня
ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее
значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый
день в группе чрезвычайно важен.
- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и
может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит,
когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не
может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение
вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально
чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения,
что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной
адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что
ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к.
стресс истощает защитные силы организма.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском
саду.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных
переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать
как обязательное, но оно возможно.
Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка
как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в
доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку
сами нуждаются в том же.
Как помочь малышу в период адаптации.
Дети начинают посещать детский сад, как правило, в сентябре. Но подготовку к саду
необходимо начинать в мае, то есть за четыре месяца до начала полноценной детсадовской
жизни. Родителям лучше всего заранее уточнить, каким будет режим в детском саду, и
постепенно подстроить время еды и сна малыша под график детского сада. Постепенно нужно
приучать ребенка просыпаться около 7.00, завтракать в 8.30, затем – прогулка, игры, обед в
12.30,дневной сон до 15.30. Научить ребёнка одеваться, есть ложкой, во время ходить в туалет.
Ребенка нужно вводить в детсадовскую жизнь постепенно. В первый день
пребывания ребенка в детском саду малыша желательно покормить дома (в садике дети в первый день часто отказываются от еды) и оставить на час – максимум на полтора часа, в
течение этого времени воспитатели займут ребенка игрушками и играми. На следующий день
можно оставить ребенка на два часа. Важно после посещения садика не ругать ребенка «ах, как
ты ужасно кричал!» - наоборот, нужно стараться вызывать у него только положительные
эмоции. «Какой ты молодец», «какие здесь замечательные ребята», «какие тут прекрасные
игрушки», «как тут весело, мы завтра обязательно пойдем снова» - высказывания такого типа
помогут вызвать у ребенка доброжелательное отношение. Третий день обычно бывает самый
сложный. Ребенок уже понимает неизбежность детского сада, некоторые дети начинают
кричать даже на подходе к нему. И вот тут родителям необходимо проявить твердость и все таки отвести малыша в группу.
Как правило, к концу первой недели ребенок более-менее привыкает к группе, и,
возможно, воспитатели вам сообщат о том, что ребенка уже можно оставлять на обед и дневной
сон в детском саду. Оставлять ребенка в первый раз на дневной сон после выходных не
рекомендуется – лучше всего это сделать на следующий день. Первую неделю малыш ходит в
садик до обеда, в следующий понедельник он играет до тихого часа, а во вторник его уже
можно оставить на дневной сон. Дело в том, что у детей память короткая, и за выходные они
уже забывают и садик, и режим, к которому только-только начали привыкать. Но постепенно
они привыкают к циклу «5 дней рабочих, два выходных».
Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни
пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену
семьи. период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной
мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и
фрукты. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы
одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
Период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка
таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания. Если у ребенка есть любимая
игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками,
психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощения (чмокнуть в щёчку, помахать
рукой, а так же ритуал встречи. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.
Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. На время прекратите посещение с
ребёнком многолюдных мест, цирка, театра, торговых комплексов.
В первый год пребывания в детском саду дети обязательно болеют- и это, как ни
странно, нормально. Даже если ребёнок болеет по принципу «неделю ходим, две болеем».
Конечно, это очень неприятно, но все же этот процесс протекает также в пределах
адаптационной нормы.
Воспитатели группы ставят цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в
группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Для ребенка семья является
естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и
поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными
законами жизни.
После знакомства с группой с родителями и детьми решается следующая очень важная
задача – это закладывать основы доверительного отношения к взрослым и доброжелательного
отношения детей друг к другу.
В первые дни пребывания в яслях особенно велико значение индивидуального подхода к
каждому ребенку. Для ощущения психологического комфорта, защищенности, просим
родителей приносить любимую игрушку малыша.
Выражаем свою благодарность родителям за активное участие в творческом проекте: " Наша первая осень в детском саду "
Вот что у нас получилось!