Жанна Силаганова
Тренинг личностного роста для педагогов «Все в твоих руках!»
Тренинг личностного роста для педагогов
«Все в твоих руках!»
Цели:
1. обеспечение условий для создания у педагогов внутреннего состояния успешного педагога;
2. оказание педагогам содействия в осознании собственной индивидуальности, развитии навыков самопознания и компетентности.
Задачи:
1. развитие у педагогов стремления к профессиональному росту;
Публикация «Тренинг личностного роста для педагогов „Все в твоих руках!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. перевод негативных переживаний у педагогов в положительные эмоциональные состояния.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колокольчик, листы с вопросами к упражнению «Представьте, что ваша группа – это книга» (по количеству групп, таблицы «Программа – минимум» (по количеству участников тренинга).
Правила работы на тренинге :
• доверительный стиль общения;
• активное участие в происходящем;
• персонификация высказываний (свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»);
• общение по принципу «здесь и сейчас»;
• уважение к говорящему;
• искренность в общении (говорить только то, что на самом деле чувствуем, или молчать);
• недопустимость непосредственных оценок человека.
План проведения тренинга
I. Вводная часть. Притча «Все в твоих руках» (видеоролик)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках : живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Комментарии.
Смысл этой фразы таков - любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями. Слово «В руках» надо понимать как – «В твоих силах», «В твоих возможностях», «В твоей власти».
Право выбора - то чем мы обладаем, а значит, мы сами и творим свою судьбу – «собственными руками».
II. Знакомство.
Упражнение 1. «Моя визитная карточка».
Каждый участник тренинга представляется по следующему образцу:
- «Меня зовут…»
- «Я люблю себя за …»
- «Мне в себе не нравится…»
III. Основная часть.
Упражнение 2. «Солнце светит для тех, кто…»
Участники сидят в кругу. Психолог произносит предложения, каждое из которых начинается со слов: «Солнце светит для тех, кто…». Все, к кому относится сказанное, встают со своих мест.
Предложения:
1. Солнце светит для тех, кто носит шляпку.
2. Солнце светит для тех, у кого голубые глаза.
3. Солнце светит для тех, кто родился весной.
4. Солнце светит для тех, кто любит проводить отпуск на море.
5. Солнце светит для тех, кто питается вегетарианской пищей.
6. Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть уверен в своих педагогических решениях и поступках.
7. Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть удовлетворен результатами своей деятельности.
8. Солнце светит для тех, кто считает, что речь педагога должна быть выразительной (содержательной, яркой, образной, убедительной).
9. Солнце светит для тех, кто считает, что у педагога должно быть развито творческое начало.
10. Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть дисциплинированным и настойчивым.
11. Солнце светит для тех, кто считает, что у педагога должно быть чувство юмора.
Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены вышеупомянутые качества личности педагога, оказывающие существенное влияние на его педагогическую деятельность.
Упражнение 3. «В чем мне повезло в этой жизни?»
Упражнение 4. «Только хорошее»
Задание. Вспомнить, что хорошее произошло с вами сегодня.
Упражнение 5. «Представьте, что ваша группа – это книга»
Цели: сплочение групп; введение группы и каждого из ее участников в новую проблему.
Задание: представьте, что каждая группа – это книга. Подумайте и ответьте на вопросы:
1. Какой заголовок больше всего подходит этой книге?
2. Как выглядит обложка книги? Что изображено на обложке?
3. С чего начинается повествование?
4. К какому жанру относится произведение? (комедия, драма, детектив, фантастика, репортаж с места событий)
5. Есть ли в этой книге главы, которые тяжело читать?
6. Есть ли в книге страницы, которые хочется переписать заново? Вычеркнуть?
7. Захотят ли люди прочитать вашу книгу?
8. Как бы вы провели рекламную кампанию по продаже книги?
Вопрос по окончании игры: Что объединяет все представленные книги?
IV. Заключительная часть.
Упражнение 6. «Сила вашего рода»
(методика И. Вагина)
Постарайтесь вспомнить максимальное число своих родственников, представить их лица, походку, интонации голоса. А теперь вспомните свое самое любимое место отдыха, где вы чувствует себя комфортно и спокойно. Закройте глаза и представьте, что вместе с вами там же находятся ваши родственники. Вы их видите всех сразу. Все вместе вы действительно похожи на дерево, у которого много сильных раскидистых ветвей. И вы – одна из этих ветвей. В ваших жилах течет кровь многих поколений ваших предков, их гены – ваши гены. А сейчас определите лучшего из вашего рода и слейтесь с ним воедино. Окунитесь в его жизнь. Как он работал? Как он общался с людьми? Как он переживал победы и поражения? О чем мечтал? Почувствуйте силу его духа так, чтобы она стала вашей силой. Теперь попробуйте подойти к другим избранным вами представителям рода. Обратитесь к ним, попросите поддержки и защиты. Когда-то и вы для кого-то станете ангелом-хранителем. И ваши потомки будут вспоминать вас, гордиться вами, просить у вас силы и защиты, как вы у своих предков. Поблагодарите их и попрощайтесь. Сделайте глубокий вдох, выдох – и вернитесь в этот мир.
Упражнение 7. «Программа – минимум» (планирование будущего)
Цель: Выработка активной позиции по отношению к себе и собственной жизни, актуализация внутренних ресурсов.
Задание. Участникам предлагается заполнить таблицу «Программа – минимум», в которой представлены 3 сферы: профессиональная, семейная, досуговая.
Необходимо наметить главные достижения в этих сферах, постараться ставить более или менее реальные цели, планировать реальные события.
В следующей графе отметить, что поможет вам в достижении целей, а далее, что может помешать. Оцените качества вашей личности, которые помогут в достижении целей, а которые помешают.
Желающие высказываются.
Вот эти таблички пусть станут для вас руководством к действию, не прячьте их далеко, заглядывайте в них и стремитесь достичь этих целей!
Все в твоих руках. «Программа – минимум»
п/п
Планируемые достижения и условия для их осуществления
Сферы жизни
Профессиональная сфера
Семейная сфера
Досуг
1
Планируемые достижения
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
2
Что поможет осуществиться
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
3
Что может помешать
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
Упражнение «Учимся расслабляться»
Примите удобную позу. Под тихую расслабляющую музыку спокойным голосом психолог дает указания:
1. «Сожмите кулаки … сильнее…еще сильнее…разожмите»
2. «Втяните живот настолько, насколько возможно, замрите в этом положении. Расслабьтесь»
3. Сожмите веки так сильно, как только сможете. Расслабьте веки.
4. «Втяните голову в плечи… глубже. Расслабьтесь»
5. «Вдохните, задержите дыхание. Выдохните»
6. «Вытяните руки и ноги… сильнее. Расслабьтесь»
Теперь попытайтесь все эти действия выполнить одновременно.
Список использованной литературы:
1. Шитова Е. В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.
2. Чернышова В. М., Лифанова С. Ю. «Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога» / Справочник педагога-психолога. 03.2011.
3. Сташкова Т. Н. Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» / Справочник педагога-психолога 02.2011.
4. «Психология общения. Энциклопедический словарь» / А. А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011
5. Саенко Ю. В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011
6. Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для тренинга», изд-во» Прайм - Еврознак», М., 2008 г.
7. Сеть Интернет
Подготовила: педагог – психолог Силаганова Ж. А