Ирина Холязникова
Врожденная словесная слепота. Дислексия
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые это расстройство развития было зафиксировано в немецкоязычной литературе в конце XIX века. В ней описывались случаи, когда у детей, которые посещают обычные школы и растут в достаточно состоятельных семьях, есть проблемы с обучением. Расстройство обозначили как неврологическое, и сразу были описаны его семейные формы.
В этих ранних работах дислексию называли по-разному, в том числе врожденной словесной слепотой. В начале XX века американский ученый Самюэль Ортон ввел в своих работах понятие «дислексия». Ортон также провел первые популяционные исследования в штате Айова (США, чтобы установить частоту встречаемости этого расстройства — до него ученые описывали единичные случаи.
Публикация «Врожденная словесная слепота, Дислексия» размещена в разделах
Дислексия — это неспособность к овладению чтением. Здесь «неспособность» подразумевает не абсолютные, а относительные трудности, то есть человеку, страдающему дислексией, научиться читать намного труднее, чем обычному ребенку.
О дислексии существуют различные мифы, в том числе считается, что у дислексика текст полностью расплывается перед глазами, буквы и строчки меняются местами. Однако если бы они видели так информацию на самом деле, то могли бы они читать?
Ведь любой дислексик, даже с самой тяжёлой формой дислексии, все равно способен читать, хоть очень медленно и с большим трудом. Дело в том, что у ребёнка прыгают не буквы или строчки, а прыгает взгляд. Ему трудно сконцентрироваться на одном предложении, он не видит слово целиком и не может следить глазами по строке. Именно поэтому возникают сложности при чтении.
Для дислексика чтения – это не автоматическое, а произвольное действие, которое требует от него серьёзной концентрации.
Основные трудности при чтении у дислексика :
*Перестановка букв местами.
*Попытки угадать слово по первым буквам.
*Сложность найти то место, где остановился в прошлый раз.
*Медленное чтение.
*Сложность при пересказе прочитанного материала.
Во время чтения у детей могут возникать образы слов, мозг сам начинает додумывать слова, прочитав только первые 2-3 буквы. Но при значительном усилии воли дислексик может справиться с чтением, просто его хватает буквально на несколько слов или предложений. После этого происходит срыв, так как мозг перегружается и наступает ступор, из которого уже практически невозможно выйти.
В итоге ребёнок при чтении вынужден в буквальном смысле заниматься дешифровкой каждого слова, а это требует колоссального напряжения внимания и концентрации.
Как решать проблемы с чтением при дислексии?
Если у ребёнка не выявлено никаких умственных и психических отклонений, то для решения проблемы достаточно исключительно педагогических методов. Никакие ноотропы принимать не надо, как не надо месяцами посещать логопедов и психологов.
Почему? Да потому, что дислексия – это исключительно особенность функционирования мозга, которая вызвана рассогласованностью в работе левого и правого полушарий. Для преодоления трудностей с чтением и письмом требуется формирование правильной нейродинамики и обеспечение доминирования левого полушария мозга.