Елена Кулешова
«Временные представления дошкольника». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Временные представления дошкольника – консультация для родителей
Старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков.
Публикация «„Временные представления дошкольника“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Развитие представлений о времени у детей осуществляется двумя путями: на занятиях и через повседневную жизнь. Оба пути могут сочетаться друг с другом. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов.
С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:
- наглядные ( показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т. д.);
• словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
• практические (игры, упражнения, опыты).
После пяти лет дети начинают разбираться в днях недели и месяцах. Если организовать занятия для детей на эту тему, они научатся разбираться и в датах.
Когда мама говорит ребёнку, что к бабушке они поедут через три дня, он достаточно хорошо понимает, сколько ему еще придется ждать.
Примерно в шесть лет ребёнок уже осознанно оперирует днями недели и четко запоминает их последовательность. Ближе к восьми малыш уже почти уверенно пользуется механическими часами с тремя стрелками, выставляя нужное время и понимают смысл определений : «послезавтра», «накануне», «пять дней назад».
Существует очень много увлекательных занятий для детей, в процессе которых они учатся осознавать течение времени. И если не превращать их в скучную зубрежку, а преподносить информацию в форме интересной игры, такие уроки принесут больше пользы. Предлагаем несколько вариантов занятий:
• День и ночь
Примерно до четырех лет дети часто путаются в понятиях: «завтрак», «обед» и «ужин». Особенно если малыши спят в дневное время. Чтобы лучше и быстрее усвоить эти элементарные определения, рекомендуется сделать наглядный плакат с картинками. Информация запомнится лучше, если героем сюжета станет герой любимого мультика или сам ребёнок.
Если был выбран последний вариант, нужно сфотографировать малыша в те моменты, когда он просыпается, чистит зубы, завтракает, играет, обедает, полдничает, и так далее (героя мультика придется нарисовать) и сделать коллаж из фотографий или рисунков. Обращайтесь к нему каждый раз, когда появляется необходимость комментировать распорядок дня в режиме реального времени.
• Времена года
Запомнить времена года поможет тематическая композиция. Для этого в начале каждого сезона родители вместе с малышом отбирают экспонаты (цветы, листья, снежки, которые потом можно будет выполнить из пластилина, цветной бумаги или какого-то другого материала. Готовые экспонаты размещают в любом месте — на полке, в красиво оформленной коробке, на подносе или настенном панно.
• Время
С часами, минутами и секундами лучше знакомить ребёнка в процессе игры. Для этого нужно искать простые примеры из совместного опыта, которые помогут лучше прочувствовать временные промежутки. Например, одной секунды хватит на то, чтобы спрыгнуть с дивана или хлопнуть в ладоши. За одну минуту можно рассказать небольшое стихотворение. А за час можно сходить в магазин за йогуртом или добраться до папиной работы.
• Прошлое и настоящее
Чтобы разобраться в этих понятиях, рекомендуется взять лист ватмана и разделить его на две колонки. Левую подписываем «прошлое», а правую — «настоящее». Осталось предложить малышу заполнить ватман фотографиями и рисунками, а потом следить за его действиями. Например, фотографию с сегодняшней прогулки ребёнок помешает в колонку «настоящее», а на другой день она уже должна перекочевать в «прошлое».