Нина Шпак
Коррекционно-развивающее занятие «Времена года» в подгруппе старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект КР занятия по теме : «Времена года».
подготовила педагог-психолог Шпак Н. В.
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие „Времена года“ в подгруппе старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
Направление КР деятельности : формирование основных психологических функций :память, мышление, восприятие, воображение, пространственность
Задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).
Коррекционно-развивающие
1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
4. Улучшать эмоциональное состояние детей
Воспитательные:
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал: Проектор, ноутбук, экран, Часы «Времена года», оборудование для игр: "Выложи снеговика"(части снеговика, Цветы с разноцветными лепестками. Разделить овощи и фрукты (корзинка, муляжи»).
Ход занятия:
Орг. момент:
Здравствуйте ребята, уважаемые гости.
– Сегодня мы предлагаем начать наше занятие с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра. Молодцы! Садитесь пожалуйста.
Психолог - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие.
- Вы любите путешествовать? (Ответы детей)
- А куда и зачем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Ежегодно приходят к нам в гости:
один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Отгадайте загадки и скажите какое это время года?
Тройка. Тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса. Белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром (зима).
Пришла. Улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась. Растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады (весна).
Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски. (лето)
Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».(осень)
-Как назвать по-другому эти 4 слова? (времена года
( предполагаемый ответ: времена года)
Правильно ребята, мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Психолог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы).
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
Путешествие к зиме)
– Наше путешествие по временам года начинается.
- Отгадав загадку, вы узнаете нашу первую остановку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
- Правильно это зима. Зима год начинает и год заканчивает. Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «зиму»
- Игра «Выложи снеговика»
- Мы отправляемся в гости к зиме, а путешествовать с нами по зиме будет наш гость, которого мы с вами сами соберем, возьмите конверт, в котором лежат детали нашего загадочного друга.
-Кого же мы с вами сегодня соберем мы скоро узнаем. (Снеговика)
- Приступайте к работе. Все собрали снеговика, а чего же нашему снеговику не хватает, что мы забыли ему нарисовать? (нос, глаза и рот) Возьмите карандаши и дорисуйте.
Викторина от снеговика. Снеговик приготовил викторину.
- Я сейчас буду вам показывать картинку, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? (для детей 6-7)
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).
Ребята, а в какие игры мы можем играть зимой? в снежки
Вы молодцы! Снеговик вами доволен,
Зима дарит природе отдых. Деревья сбрасывают листву, многие животные засыпают, чтобы переждать холода. Зимой на землю падает белый снег, который защищает её от сильных холодов. Зима украшаю мир инеем и снежинками и поэтому похожа на сказку.
Педагог:
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете говорить мне отгадки
Зимние загадки.
1.) Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
2.) Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
3.) К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью.
(Ёлка)
Педагог
Зимой мы отмечаем, самый любимый и радостный праздник – Как он называется? (Новый год) Что является главным украшением новогоднего праздника? (елочка.)
И поём весёлые новогодние песни (Песня звучит)
Мы продолжаем с вами свое увлекательное путешествие.
Путешествие к весне.
Следующая наша остановка спрятана в загадке
Снег в поле тает,
грачи прилетают
Почки набухают
Когда это бывает?
( ответ детей: весной)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"
Упражнение вспомни признаки весны: (Мнемотаблица)
Педагог:
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете говорить мне отгадки.
Весенние загадки:
1.) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной)
2.) У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
(Подснежник)
3.) Он прилетает каждый год
Туда где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет.
(Скворец)
Весенняя игротека «Назови пару»
Педагог:
Весной у животных появляются детеныши.. Наша игра называется «Назови пару». Я буду называть вам животное, а вы его ребенка.
У медведя – … медвежонок, у лисы – … лисенок, у волка – волчонок, у зайца - зайчонок
Игра
А сейчас мы с вами немного отдохнем и вспомним нашу физминутку.
(включаем физминутку) Физминутка
Шёл медведь к своей берлоге (шагаем как медведь)
И споткнулся на пороге (стали на носочки)
«Видно я мало сил на зиму накопил» (массаж мышц выше локтя)
Так подумал (ладони к вискам и покачивание головой вправо, влево)
И пошел он на поиск диких пчёл (шагаем как медведь)
Все мы знаем – медведи сладкоежки (ладошки лодочкой,
Любят есть мёд без спешки (работаем язычком,
А наевшись без тревоги (гладят живот массажируя слегка, спят до весны в своей берлоге (голову наклонить к плечу, ладошки к щеке, закрыть глаза)
Пришла весна, пробудила медведя ото сна (открывают глаза)
Путешествие к лету. (Психолог)
Мы продолжаем наше путешествие. И следующая наша остановка спрятана в загадке:
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно … (Лето)
- Правильно- это лето. Лето — это прекрасная пора, время отпусков и долгожданных каникул.
- А кто назовет нам признаки лета? (Мнемотаблица)
А отгадайте летние загадки:
1.) Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Лето)
2.) Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)
3.) Не ворона, не синица, -
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку».
(Кукушка)
— Посмотрите, какая цветочная поляна, как много цветов. Представьте, что вы цветы. каким цветком вы бы хотели быть?
Игра "Пчела на цветочной поляне"
(презентация)
-Мы с вами отравляемся дальше.
Путешествие к осени.
Следующая наша остановка-
Повязала пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела. (Осень)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"
- Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой (Мнемотаблица) ( Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края и другие.)
Игра-упражнение “Куда что положить?”
Осень - это время сбора урожая. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты.
Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать в одну корзинку, а фрукты – в другую. (Задаем вопрос, что это? Что мы можем приготовить из этого и т. д.)
Осень дарит урожай зерен, фруктов и овощей, чтобы люди могли сделать запасы еды до нового лета, и приготовится к зиме. Осенью все вокруг становится золотым, желтым и багряным.
Педагог:
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете говорить мне отгадки
3. Осенние загадки.
1.) Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
2.) Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -.
(Дождь)
3.) Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки.
(Птицы)
Игра “ Четвёртый лишний”
Осень: А сейчас я хочу с вами поиграть в игру
Итог занятия.
- Вот и закончилось наше путешествие по временам года.
Ребята скажите, а какое у каждого у вас любимое время года и почему?
Педагог:
Вот мы и познакомились с четырьмя временами природы, отгадали их загадки и поиграли в их игры.
Мы снова возвращаемся в нынешнее время года и называется -ОСЕНЬ.
(Сюрпризный момент)
Осень щедра на подарки и она вам приготовила гостинцы.
До свидания.