Оксана Нигматулина
Возвращение птиц
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Возвращение птиц»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: активизировать в речи детей словарь по теме «Перелетные птицы»; упражнять в образовании существительных творительного падежа единственного числа; существительных родительного падежа множественного числа; согласовывать существительные с числительными; упражнять детей в загадывании загадок, чтении стихотворения; учить детей описывать птиц по предложенному плану.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.
Публикация «Возвращение птиц» размещена в разделах
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Оборудование:
раздаточный материал - эмблемы птиц на каждого ребенка, демонстрационный материал - сюжетные картинки с изображением «Перелёта птиц», «Птиц на деревьях», рисунки - символы к стихотворению «Возвращаются певцы» Г Ладонщикова, раздаточный материал - конверты с разрезными картинками, картинно-графический план по теме «Птицы».
Ход занятия.
Организационный момент
Дидактическая игра «Летает - не летает».
Логопед. Ребята, я предлагаю вам закончить предложение.
Ласточка (летает). Рыбка (не летает). Скворец (летает). Машина (не летает). Поезд (не летает). Грач (летает). Журавль (летает). Соловей (летает). Корабль (не летает). Жаворонок (летает). Велосипед (не летает). Арбуз (не летает). Стриж (летает).
Логопед. Ребята, а вы хотите на время превратиться в птиц? Тогда выбирайте, кем бы вы хотели стать.
Дети берут со стола шапочки с изображением птиц и становятся в круг.
Соня, кем ты будешь?
Соня. Я буду ласточкой.
Дети отвечают по очереди: ласточкой, скворцом, грачом, журавлём, аистом, соловьем, стрижом, кукушкой.
Физкультминутка
Ну-ка, птички, полетели,
Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели,
Приседают.
Поклевали зернышки,
Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке,
Кружатся на месте.
Водичку попили,
Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли,
Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели,
Смотрят по сторонам.
И на стулья тихо сели.
Дети садятся на стульчики.
Логопед. Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть (с мячом).
Логопед. Каких птиц много прилетает из теплых краев? Журавль – много кого?- журавлей. Ласточка - много кого? – ласточек. Скворец - много кого? – скворцов. Грач - много кого? – грачей. Чиж – много кого?- чижей. Аист - много кого? - Аистов. Лебедь – много кого? – лебедей. Утка – много кого? – уток. Гусь – много кого? - гусей. Соловей – много кого? - соловьёв. Кукушка – много кого? - кукушек.
Логопед. Ребята, кто знает, как прилетают птицы из теплых стран?
Дети. Гуси, утки, лебеди прилетают - вереницей; ласточки, грачи, скворцы - стаей; журавли – клином; кукушки - поодиночке.
Логопед. Несколько ребят группы выучили стихотворение «Возвращаются певцы» Г. Ладонщикова. Я предлагаю им на магнитной доске создать весеннюю картину «Возвращение птиц». (Дети выразительно читают по отрывку из стихотворения и по ходу чтения закрепляют на магнитную доску опорные картинки).
1-й ребёнок. Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы.
2-й ребёнок. От невидимых лучей
Побежал с горы ручей.
3-й ребёнок. И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
4-й ребёнок. Возвращаются скворцы
Наши старые жильцы.
5-й ребёнок. Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся
6-й ребёнок.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнезд,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Логопед. Стихотворение можно передать не только с помощью рисунков, но и с помощью звуков природы. Логопед прочитывает стихотворение в сочетании со звуками природы. (Голоса птиц, журчание ручейка, плеск воды в луже.)
Логопед. Ребята, я предлагаю вам разделиться на команды по разрезным картинкам, но то, что изображено на картинке не называйте. Это «тайна» команды.
Каждая команда поочередно загадайте загадку о вашей «тайне».
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных…. (Грач)
Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно - бронзовый… (Скворец)
Физкультминутка.
Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят. Дети сидят на стульчиках и смотрят по сторонам.
Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят. Дети выходят из- за столов и двигаются по кругу.
На березку птички сели, головою повертели. Приседают и крутят головой.
И обратно улетели. Бегают вокруг столов.
Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились. Садятся на стульчики.
Логопед. Ребята, посмотрите, сколько птиц в нашем парке. Давайте посчитаем их.
Составление рассказа по плану.
Глядя на план, расскажите о птице.
Схема описания птицы :
1. Как называется птица.
2. Зимующая или перелётная птица.
3. Где живет?
4. Чем питается?
5. Какую пользу приносит человеку?
Итог занятия.