Татьяна Анисько
Конспект занятия «Возвращение осени» по образовательной области «Ребенок и природа» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, закреплять представления об овощах, фруктах, грибах, перелётных птицах; углублять представления детей об осени через использование в своей речи пословиц и примет;
развивать внимание, память, мышление, речь, интерес к выполнению заданий;
воспитывать нравственные чувства, желание познавать природу.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника; макет озера; листочки из картона для дорожки; дидактическая игра «Четвертый лишний» (набор карточек с изображением овощей, фруктов, грибов, перелетных птиц); дидактическая игра «Разрезные картинки» по теме «Грибы»; ребенок в костюме мухомора; шкатулка; ноутбук с музыкальным сопровождением.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок по темам «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы», загадывание загадок, беседы, слушание музыки про осень, разучивание пословиц и примет об осени.
Ход занятия:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло много гостей, давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки. Отлично! А теперь внимание на меня.
Воспитатель: Ребята, послушайте, что я вам хочу рассказать: сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (Открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:
Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снег и тьма!
Воспитатель: Ой, ребята, это проделки Злого разбойника, который хитростью и коварством похитил осень. Но я знаю, как ей помочь. Ребята, посмотрите какой путь нам нужно пройти, чтобы освободить Осень. Вы боитесь? Сумеете? Тогда отвечайте: какая бывает Осень? (дождливая, золотая, солнечная, разноцветная, урожайная, ранняя, холодная и т. д.)
А что происходит с природой осенью? (На деревьях разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, часто идут мелкие холодные дожди, дни становятся короче, ночи- длиннее; птицы улетают в тёплые края; люди собирают урожай овощей и фруктов; солнце светит мало; на небе серые облака; листочки облетают с деревьев и т. д.).
Воспитатель: Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Молодцы с первым заданием вы справились. Идём дальше.
Чтобы выполнить следующее задание нам необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути (ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу). Вот мы и добрались. Посмотрите, у каждого из вас есть карточки, внимательно рассмотрите их, определите лишнее и зачеркните. (Игра «Четвертый лишний»).
Карточка к игре (для каждого воспитанника).
1. Лук, морковь, яблоко, помидор.
2. Лимон, апельсин, груша, огурец.
3. Лебедь, утки, снегирь, грач.
4. Мухомор, подосиновик, белый гриб, лисички.
Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите и проверьте, правильно ли вы сделали задание. Паша, что у тебя лишнее в первом ряду? Почему?
(Яблоко - это фрукт, а остальное - овощи). Правильно. Ксюша, а что у тебя лишнее во втором ряду? и т. д. Молодцы! Все сделали правильно! А наш путь продолжается, идём дальше (ребята идут по осенним листочкам).
Воспитатель: А вот и следующее задание, слушайте внимательно. (Игра «ДА или НЕТ»).
Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет» - топнуть ногами.
Осенью растут грибы? (Да)
Тучи солнце закрывают? (Да)
Колючий ветер прилетает? (Да)
Туманы осенью плывут? (Да)
Ну, а птицы гнёзда вьют? (Нет)
А букашки прилетают? (Нет)
Урожай все собирают? (Да)
Птичьи стаи улетают? (Да)
Часто-часто льют дожди? (Да)
Солнце светит очень жарко? (Нет)
Достаем ли сапоги? (Да)
Можно детям загорать? (Нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (Да)
Воспитатель: Какие вы у меня умные и внимательные, всё знаете.
Справились и с этим заданием! Ребята, путь нам преградило болото, но мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно пройти по кочкам осторожно, чтобы не оступиться и не попасть в болото. Для этого нам необходимо быть ловкими.
Воспитатель обращает внимание на корзину, которая преграждает путь.
Воспитатель: Ой, ребята, не разбойник ли это оставил корзину? Давайте посмотрим, что здесь?
Дети находят гриб: Мухомор (ребенок, переодетый в костюм).
Воспитатель: Ты кто?
Мухомор:
Я в лесу ношу, ребята,
Шляпу красную в заплатах.
Шляпу бедного сеньора
По прозванью (мухомора).
Воспитатель: Ребята, Мухомор хочет с вами поиграть (физкультминутка «Мухомор»).
Мухомор на тонкой ножке (дети ставят руки на пояс и встают на одну ножку)
Вырос на лесной дорожке (встают на носочки, поднимают руки вверх).
Ждёт прихода грибников (подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).
Кто сорвать его готов? (вопросительно пожимают плечами)
Знают грибники прекрасно (грозят пальчиком) :
Мухоморы есть опасно (гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от себя).
Воспитатель: А мухомор можно пинать или топтать ногами?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Воспитатель: Молодцы, всё вы у меня знаете. Ребята, давайте попрощаемся с Мухомором и продолжим дальше наш путь.
Воспитатель: Обратите внимание : на столах у вас лежат конверты с очередным заданием. Вам необходимо собрать из частей целое по образцу и назвать, что изображено.
Воспитатель: Какие вы, умницы, и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Посмотрите, здесь ещё какая-то записочка. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :
«Освобожу я вашу Осень, если вы мне назовёте приметы и пословицы об осени?». Дидактическая игра: «Соберём приметы».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, назовём приметы и пословицы об осени :
В круг, ребята, становитесь,
Крепко за руки держитесь.
Мы шкатулочку возьмём,
И приметы соберём.
• Красна весна цветами, а осень пирогами.
• Осень идёт и дождь за собой ведёт.
• Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
• Если пузыри дождя по воде – продолжительное ненастье.
• Сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде.
• Осенью птицы летят низко к холодной зиме.
• Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.
• От осени к лету поворота нету.
• Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
• Весной дождь растит, а осенью – гноит.
• В сентябре синица просит осень в гости.
• Сырое лето и тёплая осень к мягкой и долгой зиме.
Воспитатель: Ребята, я даже не ожидала, что вы знаете столько примет и пословиц об осени. (Под музыку в группу заходит Осень).
Осень : Большое спасибо за помощь, мои друзья, вы выполнили все задания, освободили меня и показали себя настоящими знатоками природы! Ребята, а вам трудно было выполнять задания? А какое задание было самое интересное? Почему? Самое сложное? В благодарность я хочу вам подарить свои дары (вручает детям яблоки). Прощается и уходит.