МААМ-картинки

Конспект занятия «Возвращение к истокам. Русская изба приглашает в гости»

Лариса Николаевна Луценко
Конспект занятия «Возвращение к истокам. Русская изба приглашает в гости»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ:познакомить детей с бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.)

- познакомить со старинной кухонной утварью (чугунок, горшок, крынка, самовар и т. д.)

- рассказать детям о назначении русской печи, приспособлениях для неё

Публикация «Конспект занятия „Возвращение к истокам, Русская изба приглашает в гости“» размещена в разделах

(ухват, лопатка для хлеба и т. д.).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать любознательность, умение рассуждать, находить ассоциативное сходство объектов, внимание

- развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи

- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту

- обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей

- формировать коммуникативные навыки при взаимодействии друг с другом

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:

- развитие мелкой моторики пальцев рук

МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:

СЛОВЕСНЫЕ:

- рассказ с элементами беседы

- вопросы

- ответы

ПРОБЛЕМНЫЕ:

- для чего нам нужно знать о том, как жили наши предки?

РЕПРОДУКТИВНЫЕ:

- самостоятельная практическая работа детей

НАГЛЯДНЫЕ:

- использование иллюстраций

- презентация

АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ:

Ухват, глиняная посуда, берестяная посуда, самовар, тряпичная кукла, русская изба

ОБОРУДОВАНИЕ: «Русская изба», оснащенная предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодии, русские народные костюмы, ткань и нитки для создания тряпичной куклы, мультимедийная установка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

-посещение музея «Горница»

- беседа с детьми на тему: «Русский народный быт»

- рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»

- слушание русских народных мелодий

- заучивание пословиц, поговорок

- видеозапись, презентация

- ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ:

- познавательное развитие

- речевое развитие

- социально- коммуникативное развитие

- художественно- эстетическое развитие

ХОД:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

- сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют

МОТИВАЦИЯ:

- понравилось вам это стихотворение? А вы хотите узнать, о каком времени в нем говориться?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:

- сегодня мы с вами познакомимся с традициями и бытом наших предков

- но вначале давайте внимательно рассмотрим макет дома

(предлагаю детям рассмотреть макет русской народной избы, обращаю внимание детей на предметы быта, их расположение, посуду)

Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь и рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны, чем полезны и важны

Человеку раньше были, что за службу сослужили.

- как вы думаете, в какое время люди жили в таких домах?

В наши дни, или в далёком прошлом?

(в далёком прошлом)

- почему вы так решили?

- в доме необычная обстановка, сейчас мебель выглядит по-другому;

- посуда тоже не такая, как в наше время;

- дом тоже старинный, современные дома не такие)

- молодцы, ребята, вы правильно подметили все отличия старины от современности

- Давным-давно на Руси наши предки строили себе жилища из брёвен, такие дома назывались избами.

Изба – колыбель наших предков, отцов

Обитель добра и тепла

Без русской печи и её пирогов

Представить Россию нельзя!

Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прапрабабушек и прапрадедушек

В старину было много интересного. А вы хотите отправиться в путешествие в прошлое?

(Да)

- ну, хорошо, давайте отправимся в дальний путь, а поможет нам в этом сказочный клубочек, только нужно сказать ему волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

- а мы пойдем за ним, и клубочек укажет нам правильную дорогу.

Вот мы и пришли. Догадались, куда мы попали?

русскую избу)

- правильно, раньше, в старину, входя в избу, люди здоровались, низко кланялись. Давайте и мы поздороваемся по старинному обычаю (дети делают поклон, здороваются).

- что-то никто нам не отвечает и никто нас не встречает. Где же могут быть хозяева избы? Кто же может нам помочь? А вот посмотрите-ка, стоит на столе чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку и скажем волшебные слова: «ты катись, катись, яблочко по расписному блюдечку, покажи нам, кто в этой избе живёт».

ВИДЕОВКЛЮЧЕНИЕ:

Хозяйка русской избы :

- здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Привет вам из далёкого прошлого. Очень рада, что вы у нас в гостях, вот только увидеться с вами, к сожалению, мы не сможем. Вы живёте в 21 веке, а мы в 19. Поэтому общаться нам придётся виртуально, но вам, современным детям, к этому не привыкать.

- проходите ладком, да садитесь рядком, да в линеечку, на скамеечку.

Располагайтесь поудобнее, чувствуйте себя, как дома (видео пауза)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-ребята, посмотрите внимательно по сторонам. Нравится вам то, что вы видите? Хозяюшка, расскажи нам как здесь всё устроено.

ВИДЕОВКЛЮЧКНИЕ:

- В русской избе всего одна комната - горница, она и кухня, и спальня.

Главный угол в крестьянской избе называется «красный», значит красивый. В красном углу, самом чистом и светлом, размещается божница – полочка с иконами. Божница украшается нарядным полотенцем – рушником. По праздникам у божницы засвечивают лампадку – сосуд с маслом или зажигаются свечи. Входящий в избу человек обязательно снимает шапку, поворачивается лицом к иконам, крестится и низко кланялся. И только потом входит в дом. Иконы бережно хранятся и передаются по наследству из поколения в поколение.

Обеденный стол по православному обычаю ставится в красном углу, за ним вся семья трапезничает – принимаетпищу. А теперь мне нужно ненадолго вас покинуть, вы можете даже немного похозяйничать, но только осторожно – предметам то, которые вас окружают уже по сто лет, а некоторым и ещё больше! Садитесь рядком, да поговорите ладком, но если вам что-то будет непонятно, я и мои ребятишки на любые ваши вопросы ответим

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- спасибо, хозяюшка, всё очень интересно. Ребята, а кто из вас может продолжить рассказ хозяюшки.

1-й РЕБЁ НОК:

В крестьянской избе вдоль стен стояли самодельные лавки. На лавках сидели, иногда даже спали. На полу могли лежать цветные домотканые половики и дорожки. На потолке, на специальном крючке крепили детскую люльку. Хозяйка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а самаработала: пряла, вышивала.

2-й РЕБЁ НОК:

Прялка была особой гордостью хозяйки, её обычно ставили на самое видное место. Прялка была нужна не только, чтобы прясть пряжу, а ещё она украшала жилище. Считалось, что узоры на прялке оберегают дом от плохих людей.

3-й РЕБЁ НОК:

А бельё хозяйки гладили при помощи валька и колотилки (показ). А позже появились первые утюги, они были тяжёлые. Перед глажкой их ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, которые нагревали утюг.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Как вы думаете, что же является самым главным в русской избе?

(печка)

- правильно, печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и долго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло, и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа. В народе про печку говорили:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота»

Печь – сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду и даже мылись

Воспитатель:

- ребята, давайте вспомним, в каких русских народных сказках встречается русская печка?

(«Гуси-лебеди», «Колобок», «По щучьему веленью», «Лисичка со скалочкой»)

Я предлагаю вам немного похозяйничать, тем боле - разрешение у нас есть

Воспитатель предлагает девочке побыть в роли хозяйки дома.

- как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

В центре печки – топка. Сюда закладывали дрова, разжигали огонь

(девочка кладёт в печку дрова, приговаривает : «печка – деревенская кормилица»)

- а когда дрова прогорят, их нужно разгрести и поставить чугун с похлёбкой. Чугун - это незаменимая вещь в хозяйстве. По весу он тяжёлый, может выдержать любой огонь и никогда не бьётся.

Чугунок ставить и доставать из печи нужно ухватом (показывает, как поставить и достать чугунок)

А чтобы испечь хлеб, тесто нужно положить на специальную лопату. Вот такую. Поставить в печь и закрыть заслонкой (все свои слова сопровождает соответствующими действиями).

- а пока пирог печётся, возьму вёдра и коромысло и к колодцу за водой схожу (берёт коромысло, надевает на него вёдра и уходит).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встанем раннею порой,

Соберёмся за водой.

Крепим правое ведро,

Крепим левое ведро,

И на плечи коромысло

Надеваем быстро-быстро.

Вот пришли мы за водой,

Коромысло с плеч долой.

Ставим правое ведро,

Ставим левое ведро.

Потянулись во весь рост –

И не страшен нам мороз!

Воспитатель:

- в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Что щи да кашу варили в чугунке мы уже знаем, а вот интересно: какая ещё на Руси раньше была посуда. Наверное, опять придётся помощь у расписного блюдечка и наливного яблочка просить.

- покатим яблочко по блюдечку: «ты катись, катись, яблочко по расписному блюдечку, покажи нам, какой посудой пользовались раньше на Руси».

ВИДЕОВКЛЮЧЕННИЕ:

1-й Ребенок:

- Вот корзиночки плетёные,

А вот ложки точёные.

Из бересты туесочки

И для сына, и для дочки.

Досточки расписные,

Предметы, в общем- то простые.

Вот глиняная посуда – её делали из глины:

Горшок – в горшке можно приготовить самую разную пищу : и щи, и мясо, и рыбу, и, конечно же, кашу.

Крынка – в крынку наливают молоко или квас

Из глиняных мисок – можно есть и щи, и кашу, а можно положить в них любые другие кушанья.

2-й РЕБЁ НОК:

А это посуда из бересты – берестяная, сделанная из коры берё зы:

Вот короб, когда идёшь в поле на работу, в него можно положить и хлеб, и лук, и огурцы.

А вот туесок – в нём можно хранить крупу, муку, ягоды, а можно даже масло.

Берестяная посуда лёгкая, удобная, красивая. В жару в посуде из бересты холодная жидкость оставалась холодной, а тёплая не остывала.

3-й РЕБЁ НОК:

А ещё есть посуда, сделанная из дерева – деревянная:

Например, ложка – в старину в семье у каждого была своя ложка

А эта большая ложка называется черпак, потому что ей можно набрать, то есть, зачерпнуть, например кашу из глиняного горшка или чугуна.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- как много нового мы узнали, может из вас кто-то хочет добавить?

1-й РЕБЁ НОК:

Кроме деревянной и берестяной посуды, в крестьянской избе была посуда и из металла сковородки, ковши и, конечно же, самовар – за огромным самоваром пить чай собиралась вся большая дружная крестьянская семья.

2-й РЕБЁНОК

Много разной утвари было в крестьянской избе, вот, например сито, оно нужно, чтобы просеять муку. А еще есть корзинки и лукошки, их плели их тонких ивовых прутьев, в них можно носить овощи и фрукты. А можно ходить в лес за грибами и ягодами.

Воспитатель:

- как жили и чем занимались взрослые в те далёкие годы, мы узнали, что дети им помогали с ранних лет, мы тоже уже знаем. Но дети во все времена остаются детьми, они любили поиграть. Игрушки были у детей с незапамятных времён, и они очень отличались от тех игрушек, в которые играете вы, современные дети.

В старину наши предки сами придумывали и мастерили игрушки для своих детей. В то далёкое время в магазинах, конечно же, тоже продавались разные игрушки, но их было очень мало, и стоили они очень-очень дорого, и поэтому купить их своим детям могли только очень богатые люди, а все остальные ребятишки играли самодельными игрушками, но игры их от этого были только интереснее. Потому что родители, делаяс большой любовью игрушку для ребёнка, вкладывали в неё всю свою душу.

Какие игрушки были у детей во времена древней Руси? Хотите узнать?

(положительный ответ детей)

- но только опять придётся помощь у расписного блюдечка и наливного яблочка просить.

- покатим яблочко по блюдечку: «ты катись, катись, яблочко по расписному блюдечку, покажи нам, в какие игрушки играли дети раньшена Руси».

ВИДЕОВКЛЮЧЕНИЕ:

1-й РЕБЁ НОК:

- отгадайте загадку:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.

(матрёшка)

Матрёшке деревянной уже более 100 лет. Кто-то из мастеров, увидев самую первую куклу, воскликнул: «Хороша! Настоящая Матрёна!» так деревянную куклу и назвали Матрёной, а позже Матрёшкой.

Кроме Матрёшки были и другие деревянные игрушки (показывает их и называет)

2-й РЕБЁ НОК:

- а ещё дети играли в глиняные игрушки (демонстрация)

Хозяйка избы:

- а теперь отгадайте, о какой игрушке говориться в загадке:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно

(кукла)

Ваши прабабушки тоже любили играть в куклы. Только куклы у них были совсем другими. В старину играли тряпичными куклами, которых делали своими руками из лоскутков ткани и ниток. Я приготовила вам подарок – в берестяном коробе лежит тряпичная кукла Веснянка.

Воспитатель достает куклу

- посмотрите, ребята, какая красивая кукла, кто помнит, как её зовут? Правильно Веснянка. Как вы думаете, почему у неё такое имя? (дети высказывают свои предположения).

- Веснянка является символом молодости красоты, призывает весну, а так же приносит в дом благополучие. Таких кукол было принято делать весной и дарить тому, кому ты желаешь добра и счастья. Считалось, что если такую куклу дарят мальчику, то желают ему быть весёлым и жизнерадостным, а если Веснянку дарили девочке, то желали ей быть обаятельной и привлекательной.

Тряпичным куклам приписывались различные свойства. Считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь вырастить хороший урожай.

У таких кукол не рисовали лицо, потому что считалось, что если у куклы есть глаза, то она может навредить ребёнку – сглазить его.

- Нравится вам такая кукла? А хотелось бы вам самим смастерить такую куклу?

(положительный ответ)

- Давайте попробуем!

- прежде чем вы приступите к выполнению работы, давайте разогреем ваши пальчики, чтобы они стали ловкими и легко справились с заданием.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Куклу сделать мы решили

На «здоровье» зарядили

Шарик ватный я скатаю

И в лоскутик помещу,

Ниткой всё перемотаю

И головку получу

Оторву я лоскуток.

Нитки выдерну чуток,

Подравняю по краям –

Будут ручки у меня.

А теперь надену юбку

И украшу пояском,

Повяжу платочек кукле,

Будем мы играть потом.

Куклу в руки я возьму,

Нежно покачаю.

Песню ласково спою

И на полку посажу.

- а теперь посмотрите на схему (демонстрация схемы, внимательно рассмотрите все этапы выполнения и приступайте к выполнению работы.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

пока дети работают, напоминаю им о необходимости соблюдения техники безопасности

- вспомните правила безопасной работы с ножницами

- инструментами пользоваться осторожно;

- не толкаться, во время работы не мешать друг другу

Идёт практическая часть занятия, используются технологические карты. Во время работы тихо звучит народная музыка.

- ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас с вами получилось

- вот все куколки-подружки, не похожи друг на дружку!

- ой, ребята, чем это так вкусно пахнет? Это, наверное, уже испёкся наш пирог, давайте посмотрим.

(достаю из печи готовый пирог)

- Не красна изба углами, а красна пирогами

- по старинному русскому обычаю, в первую очередь нужно угостить дорогих гостей (2 ребёнка угощают присутствующих, а затем всех детей)

- вот и пришло время возвратиться нам в нашу группу, давайте скажем спасибо хозяйке русской избы и её ребятишкам

ВИДЕОВКЛЮЧЕНИЕ:

(хозяйка и дети прощаются)

- чтобы вернуться в нашу группу, скажем клубочку волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь нам в группу укажи!

- вот и закончилось наше путешествие

ВОПРОС:

- как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни те знания, которые вы сегодня получили?

(положительные ответы детей – узнавать новое всегда интересно, можно поделиться новыми знаниями с родными и друзьями)

РЕФЛЕКСИЯ:

- предлагаю детям продолжить предложение:

- сегодня я узнал…много интересного о русской избе

- я научилась… отличать русскую избу от современных домов

- теперь я знаю… какую посуду использовали наши предки

- я узнал… что такое самовар, прялка, рушник

- знаю, что такое… красный угол в русской избе и почему он так назывался

- мне было интересно…узнать, как готовили в русской печи

- у меня получилось… пользоваться старинными предметами – чугуном, ухватом, коромыслом

-мне было трудно…запомнить, как в старину назывались предметы быта и посуда

- я понял, что… раньше посуду делали из глины, бересты и даже из дерева

- теперь я могу…рассказать дома маме и папе,в какие игрушки играли наши прабабушки

- я смог… смастерить тряпичную куклу Веснянку.

ИТОГ:

Сегодня вы узнали много нового, были активными, отлично работали. Молодцы!

Публикации по теме:

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Фотоотчёт о кружковой работе с детьми «Русская изба в гости приглашает»Фотоотчёт о кружковой работе с детьми «Русская изба в гости приглашает» Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба» Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Возвращение к истокам. Русская изба приглашает в гости»
Опубликовано: 13 апреля 2022 в 12:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Возвращение к истокам. Русская изба приглашает в гости»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Николаевна Луценко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД