Лариса Николаевна Луценко
Конспект занятия «Возвращение к истокам. Русская изба приглашает в гости»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:познакомить детей с бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.)
- познакомить со старинной кухонной утварью (чугунок, горшок, крынка, самовар и т. д.)
- рассказать детям о назначении русской печи, приспособлениях для неё
Публикация «Конспект занятия „Возвращение к истокам, Русская изба приглашает в гости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
(ухват, лопатка для хлеба и т. д.).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-развивать любознательность, умение рассуждать, находить ассоциативное сходство объектов, внимание
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи
- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту
- обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей
- формировать коммуникативные навыки при взаимодействии друг с другом
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:
- развитие мелкой моторики пальцев рук
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:
СЛОВЕСНЫЕ:
- рассказ с элементами беседы
- вопросы
- ответы
ПРОБЛЕМНЫЕ:
- для чего нам нужно знать о том, как жили наши предки?
РЕПРОДУКТИВНЫЕ:
- самостоятельная практическая работа детей
НАГЛЯДНЫЕ:
- использование иллюстраций
- презентация
АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ:
Ухват, глиняная посуда, берестяная посуда, самовар, тряпичная кукла, русская изба
ОБОРУДОВАНИЕ: «Русская изба», оснащенная предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодии, русские народные костюмы, ткань и нитки для создания тряпичной куклы, мультимедийная установка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-посещение музея «Горница»
- беседа с детьми на тему: «Русский народный быт»
- рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»
- слушание русских народных мелодий
- заучивание пословиц, поговорок
- видеозапись, презентация
- ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально- коммуникативное развитие
- художественно- эстетическое развитие
ХОД:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
- сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют
МОТИВАЦИЯ:
- понравилось вам это стихотворение? А вы хотите узнать, о каком времени в нем говориться?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:
- сегодня мы с вами познакомимся с традициями и бытом наших предков
- но вначале давайте внимательно рассмотрим макет дома
(предлагаю детям рассмотреть макет русской народной избы, обращаю внимание детей на предметы быта, их расположение, посуду)
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь и рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны, чем полезны и важны
Человеку раньше были, что за службу сослужили.
- как вы думаете, в какое время люди жили в таких домах?
В наши дни, или в далёком прошлом?
(в далёком прошлом)
- почему вы так решили?
- в доме необычная обстановка, сейчас мебель выглядит по-другому;
- посуда тоже не такая, как в наше время;
- дом тоже старинный, современные дома не такие)
- молодцы, ребята, вы правильно подметили все отличия старины от современности
- Давным-давно на Руси наши предки строили себе жилища из брёвен, такие дома назывались избами.
Изба – колыбель наших предков, отцов
Обитель добра и тепла
Без русской печи и её пирогов
Представить Россию нельзя!
Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прапрабабушек и прапрадедушек
В старину было много интересного. А вы хотите отправиться в путешествие в прошлое?
(Да)
- ну, хорошо, давайте отправимся в дальний путь, а поможет нам в этом сказочный клубочек, только нужно сказать ему волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
- а мы пойдем за ним, и клубочек укажет нам правильную дорогу.
Вот мы и пришли. Догадались, куда мы попали?
(в русскую избу)
- правильно, раньше, в старину, входя в избу, люди здоровались, низко кланялись. Давайте и мы поздороваемся по старинному обычаю (дети делают поклон, здороваются).
- что-то никто нам не отвечает и никто нас не встречает. Где же могут быть хозяева избы? Кто же может нам помочь? А вот посмотрите-ка, стоит на столе чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку и скажем волшебные слова: «ты катись, катись, яблочко по расписному блюдечку, покажи нам, кто в этой избе живёт».
ВИДЕОВКЛЮЧЕНИЕ:
Хозяйка русской избы :
- здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Привет вам из далёкого прошлого. Очень рада, что вы у нас в гостях, вот только увидеться с вами, к сожалению, мы не сможем. Вы живёте в 21 веке, а мы в 19. Поэтому общаться нам придётся виртуально, но вам, современным детям, к этому не привыкать.
- проходите ладком, да садитесь рядком, да в линеечку, на скамеечку.
Располагайтесь поудобнее, чувствуйте себя, как дома (видео пауза)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-ребята, посмотрите внимательно по сторонам. Нравится вам то, что вы видите? Хозяюшка, расскажи нам как здесь всё устроено.
ВИДЕОВКЛЮЧКНИЕ:
- В русской избе всего одна комната - горница, она и кухня, и спальня.
Главный угол в крестьянской избе называется «красный», значит красивый. В красном углу, самом чистом и светлом, размещается божница – полочка с иконами. Божница украшается нарядным полотенцем – рушником. По праздникам у божницы засвечивают лампадку – сосуд с маслом или зажигаются свечи. Входящий в избу человек обязательно снимает шапку, поворачивается лицом к иконам, крестится и низко кланялся. И только потом входит в дом. Иконы бережно хранятся и передаются по наследству из поколения в поколение.
Обеденный стол по православному обычаю ставится в красном углу, за ним вся семья трапезничает – принимаетпищу. А теперь мне нужно ненадолго вас покинуть, вы можете даже немного похозяйничать, но только осторожно – предметам то, которые вас окружают уже по сто лет, а некоторым и ещё больше! Садитесь рядком, да поговорите ладком, но если вам что-то будет непонятно, я и мои ребятишки на любые ваши вопросы ответим
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- спасибо, хозяюшка, всё очень интересно. Ребята, а кто из вас может продолжить рассказ хозяюшки.
1-й РЕБЁ НОК:
В крестьянской избе вдоль стен стояли самодельные лавки. На лавках сидели, иногда даже спали. На полу могли лежать цветные домотканые половики и дорожки. На потолке, на специальном крючке крепили детскую люльку. Хозяйка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а самаработала: пряла, вышивала.
2-й РЕБЁ НОК:
Прялка была особой гордостью хозяйки, её обычно ставили на самое видное место. Прялка была нужна не только, чтобы прясть пряжу, а ещё она украшала жилище. Считалось, что узоры на прялке оберегают дом от плохих людей.
3-й РЕБЁ НОК:
А бельё хозяйки гладили при помощи валька и колотилки (показ). А позже появились первые утюги, они были тяжёлые. Перед глажкой их ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, которые нагревали утюг.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Как вы думаете, что же является самым главным в русской избе?
(печка)
- правильно, печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и долго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло, и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа. В народе про печку говорили:
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота»
Печь – сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду и даже мылись
Воспитатель:
- ребята, давайте вспомним, в каких русских народных сказках встречается русская печка?
(«Гуси-лебеди», «Колобок», «По щучьему веленью», «Лисичка со скалочкой»)
Я предлагаю вам немного похозяйничать, тем боле - разрешение у нас есть
Воспитатель предлагает девочке побыть в роли хозяйки дома.
- как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
В центре печки – топка. Сюда закладывали дрова, разжигали огонь
(девочка кладёт в печку дрова, приговаривает : «печка – деревенская кормилица»)
- а когда дрова прогорят, их нужно разгрести и поставить чугун с похлёбкой. Чугун - это незаменимая вещь в хозяйстве. По весу он тяжёлый, может выдержать любой огонь и никогда не бьётся.
Чугунок ставить и доставать из печи нужно ухватом (показывает, как поставить и достать чугунок)
А чтобы испечь хлеб, тесто нужно положить на специальную лопату. Вот такую. Поставить в печь и закрыть заслонкой (все свои слова сопровождает соответствующими действиями).
- а пока пирог печётся, возьму вёдра и коромысло и к колодцу за водой схожу (берёт коромысло, надевает на него вёдра и уходит).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Встанем раннею порой,
Соберёмся за водой.
Крепим правое ведро,
Крепим левое ведро,
И на плечи коромысло
Надеваем быстро-быстро.
Вот пришли мы за водой,
Коромысло с плеч долой.
Ставим правое ведро,
Ставим левое ведро.
Потянулись во весь рост –
И не страшен нам мороз!
Воспитатель:
- в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Что щи да кашу варили в чугунке мы уже знаем, а вот интересно: какая ещё на Руси раньше была посуда. Наверное, опять придётся помощь у расписного блюдечка и наливного яблочка просить.
- покатим яблочко по блюдечку: «ты катись, катись, яблочко по расписному блюдечку, покажи нам, какой посудой пользовались раньше на Руси».
ВИДЕОВКЛЮЧЕННИЕ:
1-й Ребенок:
- Вот корзиночки плетёные,
А вот ложки точёные.
Из бересты туесочки
И для сына, и для дочки.
Досточки расписные,
Предметы, в общем- то простые.
Вот глиняная посуда – её делали из глины:
Горшок – в горшке можно приготовить самую разную пищу : и щи, и мясо, и рыбу, и, конечно же, кашу.
Крынка – в крынку наливают молоко или квас
Из глиняных мисок – можно есть и щи, и кашу, а можно положить в них любые другие кушанья.
2-й РЕБЁ НОК:
А это посуда из бересты – берестяная, сделанная из коры берё зы:
Вот короб, когда идёшь в поле на работу, в него можно положить и хлеб, и лук, и огурцы.
А вот туесок – в нём можно хранить крупу, муку, ягоды, а можно даже масло.
Берестяная посуда лёгкая, удобная, красивая. В жару в посуде из бересты холодная жидкость оставалась холодной, а тёплая не остывала.
3-й РЕБЁ НОК:
А ещё есть посуда, сделанная из дерева – деревянная:
Например, ложка – в старину в семье у каждого была своя ложка
А эта большая ложка называется черпак, потому что ей можно набрать, то есть, зачерпнуть, например кашу из глиняного горшка или чугуна.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- как много нового мы узнали, может из вас кто-то хочет добавить?
1-й РЕБЁ НОК:
Кроме деревянной и берестяной посуды, в крестьянской избе была посуда и из металла сковородки, ковши и, конечно же, самовар – за огромным самоваром пить чай собиралась вся большая дружная крестьянская семья.
2-й РЕБЁНОК
Много разной утвари было в крестьянской избе, вот, например сито, оно нужно, чтобы просеять муку. А еще есть корзинки и лукошки, их плели их тонких ивовых прутьев, в них можно носить овощи и фрукты. А можно ходить в лес за грибами и ягодами.
Воспитатель:
- как жили и чем занимались взрослые в те далёкие годы, мы узнали, что дети им помогали с ранних лет, мы тоже уже знаем. Но дети во все времена остаются детьми, они любили поиграть. Игрушки были у детей с незапамятных времён, и они очень отличались от тех игрушек, в которые играете вы, современные дети.
В старину наши предки сами придумывали и мастерили игрушки для своих детей. В то далёкое время в магазинах, конечно же, тоже продавались разные игрушки, но их было очень мало, и стоили они очень-очень дорого, и поэтому купить их своим детям могли только очень богатые люди, а все остальные ребятишки играли самодельными игрушками, но игры их от этого были только интереснее. Потому что родители, делаяс большой любовью игрушку для ребёнка, вкладывали в неё всю свою душу.
Какие игрушки были у детей во времена древней Руси? Хотите узнать?
(положительный ответ детей)
- но только опять придётся помощь у расписного блюдечка и наливного яблочка просить.
- покатим яблочко по блюдечку: «ты катись, катись, яблочко по расписному блюдечку, покажи нам, в какие игрушки играли дети раньшена Руси».
ВИДЕОВКЛЮЧЕНИЕ:
1-й РЕБЁ НОК:
- отгадайте загадку:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.
(матрёшка)
Матрёшке деревянной уже более 100 лет. Кто-то из мастеров, увидев самую первую куклу, воскликнул: «Хороша! Настоящая Матрёна!» так деревянную куклу и назвали Матрёной, а позже Матрёшкой.
Кроме Матрёшки были и другие деревянные игрушки (показывает их и называет)
2-й РЕБЁ НОК:
- а ещё дети играли в глиняные игрушки (демонстрация)
Хозяйка избы:
- а теперь отгадайте, о какой игрушке говориться в загадке:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно
(кукла)
Ваши прабабушки тоже любили играть в куклы. Только куклы у них были совсем другими. В старину играли тряпичными куклами, которых делали своими руками из лоскутков ткани и ниток. Я приготовила вам подарок – в берестяном коробе лежит тряпичная кукла Веснянка.
Воспитатель достает куклу
- посмотрите, ребята, какая красивая кукла, кто помнит, как её зовут? Правильно Веснянка. Как вы думаете, почему у неё такое имя? (дети высказывают свои предположения).
- Веснянка является символом молодости красоты, призывает весну, а так же приносит в дом благополучие. Таких кукол было принято делать весной и дарить тому, кому ты желаешь добра и счастья. Считалось, что если такую куклу дарят мальчику, то желают ему быть весёлым и жизнерадостным, а если Веснянку дарили девочке, то желали ей быть обаятельной и привлекательной.
Тряпичным куклам приписывались различные свойства. Считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь вырастить хороший урожай.
У таких кукол не рисовали лицо, потому что считалось, что если у куклы есть глаза, то она может навредить ребёнку – сглазить его.
- Нравится вам такая кукла? А хотелось бы вам самим смастерить такую куклу?
(положительный ответ)
- Давайте попробуем!
- прежде чем вы приступите к выполнению работы, давайте разогреем ваши пальчики, чтобы они стали ловкими и легко справились с заданием.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Куклу сделать мы решили
На «здоровье» зарядили
Шарик ватный я скатаю
И в лоскутик помещу,
Ниткой всё перемотаю
И головку получу
Оторву я лоскуток.
Нитки выдерну чуток,
Подравняю по краям –
Будут ручки у меня.
А теперь надену юбку
И украшу пояском,
Повяжу платочек кукле,
Будем мы играть потом.
Куклу в руки я возьму,
Нежно покачаю.
Песню ласково спою
И на полку посажу.
- а теперь посмотрите на схему (демонстрация схемы, внимательно рассмотрите все этапы выполнения и приступайте к выполнению работы.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:
пока дети работают, напоминаю им о необходимости соблюдения техники безопасности
- вспомните правила безопасной работы с ножницами
- инструментами пользоваться осторожно;
- не толкаться, во время работы не мешать друг другу
Идёт практическая часть занятия, используются технологические карты. Во время работы тихо звучит народная музыка.
- ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас с вами получилось
- вот все куколки-подружки, не похожи друг на дружку!
- ой, ребята, чем это так вкусно пахнет? Это, наверное, уже испёкся наш пирог, давайте посмотрим.
(достаю из печи готовый пирог)
- Не красна изба углами, а красна пирогами
- по старинному русскому обычаю, в первую очередь нужно угостить дорогих гостей (2 ребёнка угощают присутствующих, а затем всех детей)
- вот и пришло время возвратиться нам в нашу группу, давайте скажем спасибо хозяйке русской избы и её ребятишкам
ВИДЕОВКЛЮЧЕНИЕ:
(хозяйка и дети прощаются)
- чтобы вернуться в нашу группу, скажем клубочку волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь нам в группу укажи!
- вот и закончилось наше путешествие
ВОПРОС:
- как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни те знания, которые вы сегодня получили?
(положительные ответы детей – узнавать новое всегда интересно, можно поделиться новыми знаниями с родными и друзьями)
РЕФЛЕКСИЯ:
- предлагаю детям продолжить предложение:
- сегодня я узнал…много интересного о русской избе
- я научилась… отличать русскую избу от современных домов
- теперь я знаю… какую посуду использовали наши предки
- я узнал… что такое самовар, прялка, рушник
- знаю, что такое… красный угол в русской избе и почему он так назывался
- мне было интересно…узнать, как готовили в русской печи
- у меня получилось… пользоваться старинными предметами – чугуном, ухватом, коромыслом
-мне было трудно…запомнить, как в старину назывались предметы быта и посуда
- я понял, что… раньше посуду делали из глины, бересты и даже из дерева
- теперь я могу…рассказать дома маме и папе,в какие игрушки играли наши прабабушки
- я смог… смастерить тряпичную куклу Веснянку.
ИТОГ:
Сегодня вы узнали много нового, были активными, отлично работали. Молодцы!