Ольга Писарева
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребёнка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка. Выделяют два периода развития. Первый период длится "от двух до пяти", второй начинается с пяти лет и, как считает К. И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребёнок в своём сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру.
Публикация «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
За период от двух до пяти лет ребёнок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознаёт себя как индивида (узнает себя в зеркале, на фото, но и начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями.
С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребёнок начинает воспринимать как отражение "другого" мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями.
Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Фантазии ребёнка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себя в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему - это возможность развить свой творческий потенциал.
Исследователи детской речи (А. И. Ходькова, О. С. Ушакова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму малых жанров фольклора. Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, исследователи выделили задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе :
- формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
- помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;
- учитывать при отборе книг тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
- помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
- помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.