Галина Денефнер
Возрастные особенности развития дошкольников. Развитие речи с учетом возрастных особенностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача родителей – обеспечить необходимые условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, - в которых взрослый действует вместе с ребенком, организовывает совместную деятельность, содержательно и эмоционально-привлекательно наполняет эту деятельность, чтобы различные виды совместной и индивидуальной деятельности ребенка стали эффективными условиями для его полноценного развития, активизации его потенциала. Но этого можно достичь только при хорошей осведомленности родителей о возрастных особенностях детей, так как дети усваивают только те знания и опыт, которые даются им с помощью тех воздействий (способов, приемов) которые они способны воспринять, а на каждом возрастном этапе это свои особенности, которые зависят от закономерностей роста и развития организма ребенка, развития его центральной нервной системы в определенном возрасте. Поэтому нельзя взаимодействовать с ребенком 5-и лет как с трехлетним, а от 3-хлетнего ребенка требовать то, что ребенок сможет только после 5-и лет и то, только при правильном систематическом обучении в различных видах деятельности, в различных проблемных ситуациях.
Публикация «Возрастные особенности развития дошкольников, Развитие речи с учетом возрастных особенностей детей» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Каждый возрастной период имеет свои закономерности развития, обоснованные физиологически. Поэтому каждый возрастной период имеет свои точные задачи развития, которые должны быть решены своевременно в данном возрасте.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Основным условием для полноценного развития ребенка дошкольника в этом возрасте по-прежнему является игра и совместная деятельность со взрослыми, поэтому любое обучение проводится в игровой форме. Но появляется такая особенность : дети гораздо быстрее усваивают нужные действия или правила в совместной деятельности друг с другом, т. е. хорошо учатся друг у друга. И задача взрослого – наполнить это взаимодействие нужным содержанием, конструктивными, полезными действиями и знаниями, и организовать эффективное общение и совместную деятельность, принимая опосредованное, непрямое участие (быть рядом и вовремя направлять, помогать избегать конфликтов, подсказывать, иногда и делать вместе с детьми).
Кроме того, важным условием развития становится продуктивная деятельность: рисование, лепка и другие виды изобразительной деятельности, конструирование из различных материалов (готовые конструкторы и природные материалы, работа с бумагой.
Особое внимание уделяется физическим упражнениям: занятия физкультурой позволяет обеспечивать ребенку необходимую активность и развивать его физически в период роста, регулировать процессы центральной нервной системы (возбуждение и торможение, снимать мышечные зажимы, нервное напряжение, обеспечивать мозг достаточным количеством кислорода, что очень важно и для физического здоровья, и для интеллектуального развития.
Основные задачи развития в этом возрасте :
- усвоение моральных и нравственных категорий, установок – «что такое хорошо, что такое плохо», усвоение социально-одобряемых образцов поведения;
- повышение уровня самостоятельности, постоянное упражнение в выполнении различных поручений взрослых на повседневно-бытовом уровне;
- развитие образного мышления и формирование понятийного аппарата;
- формирование различных навыков в практической и познавательной деятельности, закрепление навыков самообслуживания;
- формирование начальных математических представлений в правильной последовательности с опорой на возрастные особенности мышления : от действий с конкретными множествами к обобщенному понятию «количество», далее к абстрактному понятию «число» и только потом к обозначению этого понятия цифрой»;
- развитие понимания смысловых, причинно-следственных связей между событиями и явлениями окружающего мира;
- обогащение словаря (пассивного и активного) за счет названий предметов и понятий из новых областей знаний (форма, величина, расстояние, время, отношения между людьми, нравственные и моральные категории, чувства, эстетические понятия, частей предметов, определений качества (прилагательные) и названия действий (глаголы).
- развитие развернутой содержательной разговорной речи с отражением причинно-следственных связей, смысловых связей.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
В этом возрасте на первый план для родителей выходит так называемая «подготовка к школе». Об этой проблеме мы будем беседовать в другой консультации, а сейчас обозначим основные задачи этого возраста и необходимые условия для их реализации, так как по законам психологического развития : - какие бы ни были задатки у ребенка, если не создавать необходимые условия для их развития (на каждом возрастном этапе свои особенные, то никакие задатки не реализуются, а наоборот, возникают серьезные проблемы с развитием ребенка.
Условиями успешного психологического развития ребенка и в старшем дошкольном возрасте являются :
- обогащение игровой деятельности ребенка путем разнообразия сюжетов и содержания ролевых игр, придумывания новых ролей, действий, обучения новым подвижным коллективным играм, внесением познавательного мотива в игровую деятельность, совместные интеллектуальные развивающие игры взрослого с ребенком;
- совместная продуктивная деятельность ребенка со взрослыми в различных условиях, а не только в домашней предметно-бытовой среде (природа, общественные места, культурные мероприятия, спорт и т. п.);
- достаточное по времени и полноценное по содержанию речевое и эмоциональное общение взрослого с ребенком;
- условия для проявления самостоятельности ребенка в различных видах деятельности;
- чтение книг в соответствии с возрастом ребенка и рассматривание и обсуждение иллюстраций в книгах, любых сюжетных картинок, серий картинок или картин художников классиков о детях.
Основные задачи старшего дошкольного возраста :
- развитие произвольности познавательных процессов и поведенческих реакций (что является основой для развития самоконтроля);
- развитие самостоятельности, умения делать выбор, учитывая последствия (функция программирования и контроля, активизировать усвоенный опыт в новых, сходных условиях;
- осваивание социальных отношений со сверстниками и взрослыми, усвоение норм социального поведения, развитие умения подчинять свое поведение социально одобряемым нормам в определенной ситуации, развитие образа «Я»;
- побуждать детей передавать свои впечатления от окружающего мира в рисунках, в других видах изобразительной деятельности;
- развивать умение обследовать образец обобщенным способом и соотносить свои действия с образцом и планируемым результатом;
- развивать умение конструировать, изображать заданный предмет по схеме, по условиям, по замыслу;
- развивать образное и словесно-образное мышление, операции логического мышления (обобщение, сравнение, выделение существенных признаков, смысловых связей; анализ, синтез);
- развитие прогностического мышления (понимание причинно-следственных связей, смысловых связей, цикличности, закономерности изменений;
- развивать воображение (которое развивается лишь при условии проведения специальной работы по его активизации);
- развитие связной речи, фонематического слуха, интонационной выразительности речи, грамматического строя речи (согласование всех частей речи, обогащение словаря.