Жанна Котлярова
Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения, покачивания и т. д.
Публикация «Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников :
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.
Младшие дошкольники в этом возрасте еще не могут охарактеризовать болезнь, описать, что это такое, они лишь знают, что человек может болеть. Поэтому никакого отношения к болезни у детей второй младшей группы нет, они не думают о том, что можно заболеть вследствие каких-либо причин. Болезнь не вызывает у них страх.
При наводящих вопросах дети могут рассказать о том, как болели когда-то, но, в общем, объяснить сто такое здоровье, они не могут.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
3. Методы формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
занятия физкультурой,
прогулки.
рациональное питание,
соблюдение правил личной гигиены:
закаливание,
создание условий для полноценного сна
Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу.
Поэтому работу по формированию основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы следует строить на идеях педагогической валеологии.
Основной целью педагогической деятельности является: развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.
Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
1) Создать и обогатить развивающую среду в группе;
2) Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
3) Способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии.
4) Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Для начала следует обустроить предметно-развивающую среду, которая соответствует возрасту. Для этого оборудован уголок здоровья, где есть мячи, скакалки, кегли, различные мишени, сухой аквариум (для снятия напряжения, усталости, расслабления мышц спины, плачевого пояса).
Для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких следует использовать игры и пособия для надувания : это снежинки, красочные бабочки, трубочки для бульканья. Для массажа и укрепления мышц нижних конечностей изготовила из подсобного материала ортопедические коврики.
. Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры на современную тематику: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи, «Фитобар», где дети знакомятся с лекарственными травами и узнают об их пользе для организма, дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины - полезные продукты», «Съедобное - несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».
Формы организации формирования основ здорового образа жизни :
-- занятии (фронтальные, групповые, комплексные);
-- часы общения, беседы;
-- проблемно-игровые ситуации, логические задачи;
-- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
-- экскурсии, наблюдения;
-- экспериментирование;
-- встречи с медработниками.
Каждый из нас хочет прожить свою жизнь в здравии и счастливо. И никто не хочет постоянно болеть и иметь плохое самочувствие. Здоровый образ жизни помогает содержать здоровье в крепкой форме. Ведь здоровье человека бесценно.
По мнению специалистов, здоровый образ жизни - это активный отдых, сбалансированное и правильное питание, психическое равновесие и т. д.
Здоровое питание играет огромную роль в формировании здорового образа жизни. Пища не должна содержать никаких консервантов, а в лучшем случае она должна быть растительного происхождения.
Занятия спортом так же играют большую роль в жизни ребенка. Регулярные физические нагрузки улучшат состояние здоровья ребенка. Ежедневная утренняя зарядка поможет надолго сохранить бодрость и силу.
Крепкий и здоровый сон -- еще один из способов здорового образа жизни. Сон так же укрепляет иммунную систему ребенка и телу отдохнуть и расслабиться за весь день.
Каждая мама мечтает только об одном: чтобы у нее был здоровый и счастливый ребенок. Если второе зависит от многих факторов, то первое - в большей степени именно от родителей и педагогов. Ведь именно здоровье, а вернее всё, что его формирует, закладывается с самых ранних лет. Конечно, и спокойная беременность, и кормление грудью, и полноценная семья, и экология, и многое-многое другое влияет на здоровье вашего малыша. Но есть один очень простой, но в то же время очень обязательный момент - это физическое развитие ребёнка. Даже с соблюдением всех выше перечисленных условий, малютка никогда не будет совершенен без физического укрепления своего тела. Да что там говорить, и дух укрепляется, и характер формируется при наличии каждодневных «тренировок» для детей. Различные махи руками и ногами, пресс укрепляющие движения, приседания, прыжки и т. д. Главное - сначала научиться правильно дышать (вдох при отдыхе, выдох при сокращении мышц) - аэробная нагрузка, затем разогреть мышцы (бег, прыжки) - кардионагрузка, подготовить суставы (различные разминания, ну а уж после - «покачать мышцы». Музыка, улыбки, смех, незатейливые игры, типа «покажи разных животных» - и вы поможете своему малышу стать не только здоровым, но и счастливым!