Екатерина Костенко
Возрастные характеристики детей младшего дошкольного возраста (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии ребёнка третьего года жизни главной фигурой является взрослый, ибо дети зависят от него.
Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат и т. д.
Без помощи взрослого ребёнок ещё не может справиться и со многими бытовыми проблемами; в своих маленьких делах ребёнок часто попадает в трудные и неприятные ситуации. Дети двух-трёх лет нуждаются в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.
Публикация «Возрастные характеристики детей младшего дошкольного возраста (2–3 года)» размещена в разделах
Ключ к самоуважению ребёнка этого возраста – продолжительные контакты с любящими взрослыми. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие.
Несмотря на то что ребёнок внутренне рассчитывает на поддержку и помощь со стороны взрослых, он в то же время отстаивает себя как субъекта, независимого от других. Внутренний мир детей этого возраста наполнен противоречивыми чувствами зависимости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Малыши борются за независимость и уважение к себе и всё же нуждаются в направлении и поддержке.
Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства.
Речью ребёнок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого только в то случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него.
В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин – ребёнка также вводят взрослые. Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это даёт возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.
Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций.
Дети этого возраста многократно повторяют так называемые прямые и обратные действия. Они могут по несколько раз вкладывать и вынимать что-то из коробочки или кошелечка, открывать и закрывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и задвигать ящики, застёгивать и расстёгивать различные замки, включать и выключать свет.
Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребёнок пробует нажимать на клавиши, дёргать струны, дуть в свисток, ударять по барабану ладошкой или специальной палочкой.
К трём годам ребёнок осваивает операцию сериации – упорядочивания по размеру.
На основе восприятия ребёнок к трём годам учится осуществлять простейшие классификации, например, по цвету, по размеру.
Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам. Первое направление освоение мира предметов связано у них с формированием начальной орудийной деятельности. Малыш учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, он самостоятельно пьёт из чашечки.
В ходе формирования навыков самообслуживания ребёнок осваивает расчёску и зубную щётку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.
В играх с песком малыш учится копать лопаткой, использовать по назначению грабельки, насыпать песок совочком в ведёрко или формочку.
Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отвёрткой, пользоваться гаечным ключом.
Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к венику и метле, хочет как взрослый, мыть посуду, участвовать в изготовлении печенья с помощью формочек. Во всех случаях объектом, за который «цепляется» внимание ребёнка, становится какое-то орудие труда.
Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации. Каждое орудие требует выполнения определённых движений и в этом смысле создаёт поле требований к ребёнку. Учась действовать с нём, малыш подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему не доступно. Овладевая навыками самообслуживания, застёгивая пуговицы, развязывая шнурки, ребёнок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определённому результату. Кроме того, дети чувствуют всё большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.
Второе направление действий ребёнка с окружающими предметами – изучение их внутреннего устройства. Малыш внимательно обследует с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболочку каждого предмета. Он использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить и опустошить полость в предмете.
Ребёнок 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте такое поведение не является поведением жестокости. Разницу между живым и неживым ребёнок усваивает из наблюдений за отношением к разным объектам взрослого.
Ребёнок 2-3 лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Малыша 2-3 лет легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.
Причины негативных эмоций в этом возрасте часто связаны с физическим состоянием.
В этом возрасте многие дети проявляют возрастающие страхи – темноты, вымышленных чудовищ, больших и лохматых собак. Ребёнок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.
Положительные эмоции часто всего связаны с требованиями организма: вкусная еда, приятные запахи, приятный контакт со взрослым, активное движение, пение.