Бабарико Жанна Сергеевна
Возникновение тревожности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ЗПР не могут рассказать о своих переживаниях, потребностях, передать через слово, из-за чего испытывают негативные эмоции. Об этом говорит в своем исследование Р. Д. Тригер. В нем он описывает причинность возникновения специфических эмоции старших дошкольников с ЗПР.
Детям предлагалось нарисовать «человека». Затем их рисунки анализировались в трех направлениях: «размер», «принятие себя», «эмоциональный фон». По первому направлению особых отличий между группой детей с ЗПР и группой детей с нормальным развитием психики не было. Дошкольники изображали «человека» маленьким. Так же не было отличий по второму направлению в группах. У детей с нормально развивающейся психикой рисунков с адекватным эмоциональным фоном было в два раза больше, чем у детей с ЗПР, а с неопределенной эмоциональностью в 3 раза меньше. По эмоциональному фону работы детей с ЗПР были более экспрессивные. Это и оказалось отличительной чертой. Через экспрессивность дошкольники с ЗПР показывают окружающим, что они переживают бурю эмоций, но не могут в полной мере выразить это вербально [Тригер, 2008].
Публикация «Возникновение тревожности у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Страх и детская тревожность
- Темочки
О дошкольнике с ЗПР можно сказать, что это ребенок с высоким показателем тревожности, неадекватной самооценкой, впечатлительностью, импульсивностью. В этом мы убедились, изучив исследование Л. А. Белозеровой. В нем она выделила вида причин возникновения негативных эмоциональных комплексов, внешние - внутрисемейные отношения и отношения в детском саду и внутренние - внутриличностный конфликт, незрелость эмоционально-волевой сферы, психоэмоциональная нестабильность.
В эксперименте участвовали дети с ЗПР средних, старших, подготовительных групп и их родители. Диагностический инструментарий состоял из родительского опросник «ОРО» А. Я. Варги и В. В. Столина, теста тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, теста «Цветовая диагностика эмоций ребенка» О. А. Ореховой.
По диагностике О. А. Ореховой было определено, что представленные противоположности не имеют особого значения и не являются предметом переживаний в сознании данного контингента. Из методики «Какое лицо», выяснилось, что дети с ЗПР чувствуют себя виноватыми, боязливыми, неуверенными, склонными к избеганию неудач. Все это обостряет тревожность, которая в дальнейшем будет стремиться к перерастанию в личностное качество контингента.
Для выявления внутрисемейных отношений использовался опросник «ОРО» А. Я. Варги и В. В. Столина. Анализ опросника показал, что в отношениях с дошкольниками с ЗПР выражены такие аспекты как: оберегание своих от всех вредных воздействий окружающих их людей и ситуаций; недооценивание потенциальных возможностей и безоговорочное ограничение самостоятельности (лучше сделаю сам, так будет лучше и быстрее).
Из данного исследования можно сделать вывод, что определяющей и одной из основных причин возникновения тревожности у дошкольников с ЗПР является особенность складывания внутрисемейных отношений и искаженное самовосприятие себя.