Ларина Татьяна Викторовна
Возможности развития неформального и информального образования в регионах России
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
«Возможности развития неформального и информального образования в регионах России»
Автор-составитель: педагог-организатор
Ларина Татьяна Викторовна
г. Нижний Новгород
2020 год
ВВЕДЕНИЕ
[Система образования призвана готовить подрастающее поколение к эффективной деятельности и корректировать способы деятельности действующего поколения. На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными тезисами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века стали : научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. В России уделяется серьезное внимание развитию непрерывного образования. Но чтобы поддерживать актуальность образования, «необходимо непрерывно адаптировать ресурсы образования к условиям, в которых предполагается деятельность. Проблема состоит в том, чтобы эти благородные намерения были превращены в инструменты и механизмы организации, управления и выбора содержания и форм образования». В сложившейся ситуации необходимо обратиться к новым для отечественной системы формам образования. Положения «образование никогда не кончается», «учение продолжается всю жизнь», «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» могут служить лозунгами совокупной системы непрерывного образования и обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и оптимальные условия для такого движения.
Публикация «Возможности развития неформального и информального образования в регионах России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Его цель - целостное развитие человека на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей, стремлений и возможностей.
В распространении понятий «неформальное и информальное образование» в России свою роль сыграли Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, модель «Российское образование - 2020», проект Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Неформальное и информальное образование, обладает значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан. Как предмет педагогических исследований эти формы образования мало изучены и поэтому это объясняет повышенный интерес к таким формам получения образования. Потенциал неформального и информального образования, механизмы его использования обсуждаются в проекте Концепции дополнительного образования детей РФ рассматривают и решают на государственном уровне
I. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО
И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕГИОНАХ РОССИИ
1.1 Неформальное образование
Неформальное образование рассматривается как образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации - сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.
Неформальное образование имеет систематический, но не повседневный характер. Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Оно выбирается, как правило, без координации с уже существующими программами, в результате представляет собой не связанную систему, а скорее огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друга, но и вступать в противоречие.
Неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, не всегда прямо связанные с их профессиональным ростом и отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, тесной связью с и социокультурной средой, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека, независимо от его профессии, возраста, места жительства, но обязательно с учетом его образовательных потребностей и интересов.
Неформальное образование в отличие от формального (школьного) образования не должно быть (или точнее может не быть) всеобщим, последовательным, стандартизированным, его цели могут определяться на индивидуальной основе в зависимости от потребностей учащихся и местных условий.
Принципы реализации неформального образования :
• обучение с учетом потребностей означает, что неформальное образование ориентировано, прежде всего, на удовлетворение актуальных потребностей его субъектов, чем и объясняется отсутствие государственных стандартов для этого образования;
• связь с практикой проявляется в направленности на обучение жизненным навыкам и подготовку к активному участию в жизни общества и реализацию посредством методов, актуализирующих опыт субъектов, включающий их в деятельность;
• гибкие программы связаны с ориентированностью на обучающегося и его активное участие, что приоритетно, поэтому сами программы корректируются с учетом активности самих субъектов;
• индивидуальные образовательные стратегии, направленные на выражение, принятие и уважение индивидуальных особенностей;
• развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;
• преодоление иерархизированных отношений в образовании;
• рост креативности, ориентированной на инновации.
Роль различных видов неформального образования возрастает : появляется острая необходимость в институтах, призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные потребности взрослых, детей и подростков, создавать условия для их творческой самореализации.
Дополнительное образование детей соединило в себе и, как показывает массовая практика, достаточно успешно два разных по системным основаниям вида - формального традиционного классического и неформального образования.
Состоявшееся в российском образовании соединение на первый взгляд несоединимых систем вызвало, с одной стороны, повышенный спрос на услуги дополнительного образования, а с другой – острое желание заинтересованных субъектов не соблюдать никаких правил, а любую деятельность выдавать за дополнительное образование.
К современным практикам неформального образования можно отнести : компетентностные и социокультурные практики, практики открытого образования, формирования субъектности личности, успешной социализации детей, сопровождения одаренных детей и детей со специальными потребностями, практики неформального образования в условиях детских общественных объединений, в период летних каникул и др.
Дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных к качеству образования.
1.2 Информальное образование
Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды : индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивида в окружающей его культурно образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации, сет Интернет и т. д.
Идея информального образования получила легитимность в государственной программе РФ «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.», где было определено информальное образование которое «реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде».
Идея самообразования для педагогов не новая, ведь педагог, который перестаёт учиться (самообразовываться) сам, перестает быть учителем. Авторитет учителя во многом определяется тем, насколько он профессионален, эрудирован, креативен, готов к творческому поиску, коммуникабелен, способен быстро адаптироваться к новому, в том числе и в овладении новыми технологиями в современных условиях всё актуальнее становится и информальное образование для школьников.
Сегодня уже можно говорить, что при общении с тем самым педагогом-проводником, у ребенка повышается мотивация, интерес к добыванию информации, т. е. желание самообразовываться. Важное значение имеет роль родителей. Атмосфера семьи, взаимоотношение её членов, увлечение родителей, их круг общения - всё это является примером и стимулом к самосовершенствованию. Ведь первоначально именно семья, а потом уже педагог дают старт информальному образованию ребенка.
Подготовка проектов, участие в исследовательской работе, посещение музеев, выставок, театров, поездки по стране и за рубеж - всё это несомненно содержит информальный образовательный потенциал. Совместная работа над проектом, исследованием открывают для учеников возможность получения коммуникативного опыта на различных ее этапах:
• при демонстрации результатов своей исследовательской деятельности, защиты своей точки зрения по выбранной теме;
• в процессе подбора литературы, поиска информации по вопросу исследования, когда возникает неформальное общение ученика и учителя которое можно охарактеризовать как сотворчество.
С течением времени такой уровень взаимоотношений приводит к ситуации, когда возникновение тем проектов и исследований становится инициативой самого ученика.
Формы коммуникации разнообразны :
• социальные сети, веб-конференции, вебинары;
• очные встречи: работа в научных обществах, каникулярных предметных лагерях, посещение мастер-классов, конференций, фестивалей, семинаров по различным вопросам.
Участвуя в таких коллективных делах, ребенок испытывает самоудовлетворение, получает одобрение со стороны своего руководителя, а также учителей из других школ, что, несомненно, является стимулом для дальнейшего саморазвития и самообразования не только ребенка, но и его наставника.
В перспективе развития информальное образование позволит : с периферии в центр образовательной политики переместится задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Эта задача будет решаться через:
• создание общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов;
• модернизацию работы библиотек;
• государственную поддержку услуг дистанционного самообразования через формирование общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основании технологий работы со знаниями и с сознанием;
• развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет включать центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости и организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования (профессиональной и образовательной ориентации) в школах и других учебных заведениях.
Уже сейчас в Интернете сформировался большой массив справочных и образовательных ресурсов, дополняющий официальный набор учебных материалов. В ряду учебных заведений возникли студенческие группы взаимопомощи в учебе, в которых хорошо успевающие студенты помогают более слабым, осваивать материал в условиях дефицита внимания и квалификации преподавателей. Можно получить квалифицированную консультацию не выходя из дома, все это указывает на развитие информального образования в нашей стране.
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие формального, неформального и информального образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала развития современного человека.
Сегодня становится очевидным, что растущее многообразие познавательных и информационных запросов обучающихся невозможно удовлетворить в рамках существующих форм традиционного образования : нужны более гибкие организационные формы образовательной деятельности, непосредственно отвечающие разноуровневым интересам и возможностям обучающихся.
Тенденция увеличения количества свободного времени у человека способствует повышению спроса на образование, особенно на краткосрочные информационные курсы обучения и информационно-развлекательные программы, что приводит к модернизации системы повышения квалификации и усилению роли неформального и информального образования.
Интерес к различным формам образования растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.
Исследование различных форм взаимодействия, в том числе и интеграционные процессы актуальны и востребованы в практической деятельности системы дополнительного образования просвещения граждан.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Бруднов А. К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. - 1995. - № 2. - С. 56-59.
2. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. - 2008. - №3. - С. 3-9.
3. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1197-1200.
4. Горшкова В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 176–180. – URL : https://e-koncept.ru/2014/64336.htm.
5. Золотарева А. В. Интеграция формального и неформального образования // Воспитание школьников. - 2013. - №6 - С. 8-15
6. Коган Е. Я. Управлять - значит предвидеть. // Нижегородскоеобразование. - 2012. - №2. - С. 4-11
7. Макареня А. А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации г. Санкт-Петербурга [Текст]/ Макареня, А. А., Ройтблат, О. В., Суртаева, Н. Н. // Человек и образование. -2011.- № 4, С. 59-63
8. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (сила и слабость неформального образования)//Адукатар. - 2009. - № 1 (15). – с. 11-13
9. Москвин Д. Перспективы развития неформального и информального образования в России. [Электронный ресурс]. - URL : https://dmitry-moskvin.livejournal.com/298825.html
10. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. -М. : Эгвес, 2000. - 272 с
11. Павлова, О. Вписо. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых [Текст] / О. В. Павлова // Человек и образование. -2011. - №4(29). - С. 64-67.
12. Хамадаш А. Неформальное образование : концепции, состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 1/2. М., - 1992. - С. 138-155.
13. Харланова Е. М. Неформальное образование в вузе как фактор социальной активности будущих специалистов//Развитие непрерывного образования /Е. Н. Белова (отв. ред.). - Красноярск, 2010. – 288 с.
Источники
1. https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2093/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
2.
https://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm