Татьяна Рычагова
Возможности ниткографии для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Публикация «Возможности ниткографии для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Такие авторы, как М. М. Безруких, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова, Л. В. Антакова-Фомина, С. П. Ефимова, М. М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т. к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Выполняя пальчиками различные упражнения, к которым относится: массаж, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина, а так же задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук, разные виды плетений из бумаги ( например: плетение букв из цветных полос, выкладывание различных узоров, букв из семечек, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Вопросы развития мелкой моторики детей изучались С. Е. Большаковой, Г. Г. Галкиной, О. И. Крупенчук, И. С. Лопухиной, Н. Г. Метельской, Т. А. Ткаченко, Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквириной, В. В. Цвынтарным. По мнению исследователей, следует стремиться к тому, чтобы пальчиковый тренинг был наиболее разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Для достижения данной цели необходимо применять разнообразные средства развития мелкой моторики, а также игровые приемы в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Художественно-творческая деятельность предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики детей. Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. На таких занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Одним из средств совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать ниткографию. Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Этим определяется связь ниткографии с коррекционным обучением.
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.
В детских садах ниткография не очень популярна, несмотря на то, что, в общем, легкодоступна, а главное задания для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития мелкой моторики усложнять, если ребенок уже справляется с заданием.
Корни ниткографии идут из прикладного искусства индейцев племени Уичоли, проживающих в западной и центральной Мексике. Широко известны своеобразные картины Уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно поверьям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.
Метод ниткографии позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач:
а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;
б) совершенствовать зрительное восприятие детей;
в) развивать зрительно-моторную координацию; г) подготавливать руку ребенка к письму;
д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.
Обучение рисованию при помощи нити можно начать с работы по готовому образцу. Взрослый показывает ребенку уже готовую «картинку» для того, чтобы он ее скопировал. Здесь важно соблюдать поэтапность от простого к более сложному. Нельзя переходить к следующему этапу, если ребенок не усвоил первый. Иногда возможности детей переоцениваются – им даются непосильные задания. Это не приносит им пользы.
Но не должно быть также и недооценки возможностей детей, чрезмерного сужения задач, «топтание» на одном месте также может отбить интерес у детей.
Только когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, целесообразно переходить к следующему этапу «рисованию» по представлению. В рисунке по представлению ребенок свободно, по своему усмотрению изображает ранее виденный предмет. Для успеха в этом надо досконально изучить натуру, «разучить предмет» проговорить все детали. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение маленького человека.
Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа можно предложить ребенку рассказать о героях, предварительно побеседовать с ним о том, какие формы ему для этого понадобятся. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Поначалу изобразительные задания лучше давать в конце занятия как его самостоятельную часть. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно перейти к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания — зрительным и двигательным.
На следующем этапе можно попробовать соединить пересказ и изобра-зительную деятельность. Для этого взрослый просит ребенка пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью «волшебной» нити.
Важно отметить, что рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше ее усвоить, а затем и воспроизвести. Кроме того, как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладают именно визуальный и кинестетический типы восприятия.
Для занятий ниткографией, в качестве «волшебной нити» может быть использована толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста стоит дать для занятий не нитку, а шнурок, толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.
Нужно взять толстый картон или ДВП, нанести произвольный рисунок карандашом. Рисунок по контуру покрывается клеем. Затем на клей выкладываются нитки. Нитки можно брать любые : шерстяные, акриловые. Даже самые маленькие остатки от вязания идут в дело (в общем, расход для ниткографии небольшой). Можно использовать нитки как новые, так и после роспуска, если на них нет катышков. Распущенные нитки выпрямляются наматыванием на тугой клубок. Толщина нитей желательна одинаковая, если, конечно, речь не идет о специальной рельефной работе. После этого клей наносится на отдельный участок, по которому затем выкладывается нить одного цвета. И так далее, постепенно заполняются все участки.
Когда работы будут выполнены, можно устроить, выставку, чтобы дети смогли оценить свое творчество, порадоваться, показать свои работы родителям.
Итак, Ниткография может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью.