Получи документы

Возможности использования технологии «Портфолио» для формирования успешной личности будущего школьника

Светлана Васильева
Возможности использования технологии «Портфолио» для формирования успешной личности будущего школьника
▼ Скачать + Заказать документы

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА.

В современном дошкольном образовании необходимы новые подходы к оценке достижений ребенка, которые базируются на государственном образовательном стандарте, построенные на концепции компетентности ребенка в различных видах деятельности, основаны на уровне продуктивного творчества при определении индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Публикация «Возможности использования технологии „Портфолио“ для формирования успешной личности будущего школьника» размещена в разделах

Как известно личностно – ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребёнка с его индивидуальными способностями и возрастными особенностями развития. Тем самым побуждает педагогов к поиску содержания, средств и педагогических технологий, которые позволяют каждому ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио дошкольника» является одной из технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании, это новая и эффективная технология организации детской культурной практики.

У ребёнка есть право на личные достижения, собственную оценку своего мировосприятия. И именно технология «Портфолио» способна помочь ребёнку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других

Значимость данной технологии состоит в том, что она помогает делать образовательный процесс более эффективным, происходит интеграция количественных и качественных изменений, также технология направлена на сотрудничество, взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитатель – воспитанник – родители.

Технология «Портфолио дошкольника» заинтересовала нас и побудила к дальнейшей работе.

Что же такое Портфолио? Существует много определений понятия Портфолио, назовём некоторые из них.

3 слайд. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка за определённый период его развития.

4 слайд. Современные подходы к определению понятия портфолио :

Портфолио – образовательная технология, обеспечивающая личностно – ориентированный подход воспитания.

Портфолио – инструментарий определения индивидуального образовательного маршрута развития.

Портфолио – метод оценивания реальных достижений развития ребёнка.

5 слайд. Цель технологии «Портфолио дошкольника»

Цель- собрать, систематизировать и зафиксировать результаты индивидуального развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

В рамках поставленной цели выполняются следующие задачи (которые представлены на экране)

6 слайд. Задачи технологии «Портфолио дошкольника»

• создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

• поддерживать интерес ребёнка к определённому виду деятельности;

• расширять возможности развития и саморазвития;

• поощрять активность и самостоятельность;

• содействовать индивидуализации образования дошкольника;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

• укреплять взаимодействие с семьёй воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

7 слайд. Функции технологии «Портфолио дошкольника»

Диагностическая – фиксируются изменения, и рост за определённый период времени (умственный и физический).

Целеполагательная – создание портфолио поддерживает учебные цели, поставленные автором (чему мы обучаем ребенка и для чего).

Мотивационная – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.

Содержательная – материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.

Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития год за годом.

Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений ребёнка.

В своей работе по составлению портфолио, мы учитывали следующие принципы.

8 слайд. Принципы работы.

1. Единство всех сфер жизнедеятельности ребенка:

эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.

2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений.

4. Совместная деятельность и общение взрослого и ребенка, как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребёнка, но и взрослого и дарить огромную радость обоим. Особая атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развивать потенциальные возможности ребёнка, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

5. Добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его наполнении. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно, и если он не согласен разместить какой-либо материал в папку, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

Существуют следующие виды портфолио

9 слайд. Виды портфолио.

• Электронное портфолио- это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Портфолио-раскраска - это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения, фотографии. Многое ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить тот или иной рисунок, запись рассказа может сделать взрослый.

• Печатное портфолио- одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

10 слайд. В своей работе мы используем «Портфолио-раскраску».

За основу мы взяли детский альбом «Это я! Формирование я-концепции»

Прежде чем приступить к работе с портфолио, мы наметили направления и этапы работы.

11 слайд. Работа строится по трё м направлениям:

• Совместная работа воспитатель – ребёнок – родитель

• Совместная работа ребёнок – воспитатель

• Совместная работа ребёнок – родитель

12 слайд. Основные этапы в работе по теме:

• Подготовительный

• Практическая часть

• Заключительный

13 слайд. 1. Подготовительный этап включает в себя 3 направления работы

1.

• Самообразовательная работа педагога, направленная на изучение теоретического и практического материала по созданию портфолио.

Оформление примерного образца портфолио педагогом.

2. Работа с детьми.

• Включает в себя рассматривание образца портфолио.

• Индивидуальная беседа с каждым ребёнком, подгрупповые и групповые беседы.

• Совместно с детьми ввели правила хранения и пользования портфолио. Портфолио должно храниться в специально отведенном месте, доступном для детей. Никто не имеет права без разрешения самого ребёнка смотреть портфолио. Нельзя сравнивать портфолио.

3. Работа с родителями

• Ознакомление родителей с технологией «Портфолио дошкольника».

Мы в своей работе использовали разные формы работы с родителями (индивидуальные и групповые беседы, родительские собрания, папки-передвижки, консультации, презентация образца портфолио, оказывали помощь по оформлению портфолио, показ примерного образца, объясняли с какой целью и для чего решили ввести данную технологию (т. е. заинтересовали родителей).

• Так же оказывали помощь по оформлению портфолио в соответствии с тематическим планированием образовательной программы.

4. Совместно с детьми и родителями мы разработали примерную структуру портфолио, оговорили, что оформление портфолио различно, оно зависит от интересов и индивидуальных особенностей ребёнка и родителей, также в ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребёнка.

14 слайд.

Портфолио состоит из 7 разделов, которые разбиты на рубрики.

1.«Давайте познакомимся». В разделе помещаются фотографии ребёнка, указывается фамилия, имя, место и дата рождения, вес, рост (динамика роста с рождения по настоящее время, что означает имя, знак зодиака, какого цвета глаза и волосы, что я люблю больше всего, любимые книги, игры, любимые животные и т. д. Раздел разбит на несколько рубрик. (по желанию)

15 слайд. Продолжение 14 слайда

16 слайд. 2 раздел. «Моя семья» (небольшой рассказ о семье, традиции семьи, фамильное древо). Рубрики «Моя мама», «Мой папа» (рассказ о них) «Мой брат, сестра», «мои бабушка и дедушка».

17 слайд. Продолжение 16 слайда

18 слайд. 3 раздел. «Мой любимый детский сад». (Как называется д/сад и группа, как зовут воспитателей, мои друзья, что мне нравится в д/саду, что не очень, чему я хочу научиться)

19 слайд. Продолжение 18 слайда

20 слайд. 4 раздел. «Мои впечатления» Раздел состоит из нескольких рубрик по желанию детей и родителей, что запомнилось (можно использовать тематическое планирование, например, «Как я провел лето», «Мой город-любимое место в городе», впечатление от праздников в детском саду и дома, впечатление от путешествий.)

21 слайд. 5 раздел. «Мои увлечения»

информация о том, чем увлекается ребенок, какие секции и кружки посещает, чем они ему нравятся.

22 слайд. Продолжение 21 слайда.

23 слайд. 6 раздел. «Моё творчество» (рисунки, аппликации, творческие работы)

24 слайд. Продолжение 23 слайда.

25 слайд. Продолжение 23-24 слайда.

26 слайд. 7 раздел. «Мои достижения» (грамоты, дипломы, сертификаты)

27 слайд. Продолжение 26 слайда.

Следующий этап

28 слайд. Практическая часть.

Красочно оформленный и наполненный интересными материалами портфолио, безусловно, не должен лежать мёртвым грузом. Где и как мы можем использовать портфолио? В первую очередь в работе с детьми.

Формы работы с детьми :

В непосредственно образовательной деятельности:

• Окружающий мир ( в изучении таких тем как: «Я и моё тело», «Моя семья»)

• Развитие речи (рассказы, составленные в соответствии с тематическим планированием образовательной программы, например, «Родной город», «Как я провёл лето», «Моя мама», «Мой папа» и другие.)

• Экология (использование материалов тематических комплексов).

• ИЗО (творческие работы – рисунки, аппликации).

• Конструирование (схемы, чертежи, сделанные детьми)

29 слайд. Формы работы с детьми :

1. Непосредственно образовательная деятельность

30 слайд.

2. В свободное время

• Индивидуальная беседа с ребёнком (мотивация для последующей работы, особенно с неуверенными, замкнутыми детьми;

31 слайд.

• индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по совместному наполнению портфолио (рисунки, аппликации, творческие работы, результаты конкурсов, выставок);

32 слайд.

• беседы с целью обучения детей правилам презентации своей работы;

33 слайд.

• мини презентация (по частям, по 1 страничке);

• само презентация на собственном дне рождения или по желанию;

34 слайд.

• презентация работ, выполненных в соответствии с тематическим комплексом. Данная форма работы может использоваться как в НОД, так и в свободное время.

35 слайд. Заключительный

При выпуске из детского сада или при переходе в другое дошкольное учреждение портфолио вручается ребенку. Это прекрасный подарок ему и его родителям.

Портфолио дошкольника может стать не только предметом гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок- родители». Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Портфолио дошкольника вполне может стать весомым аргументом при поступлении в учебные заведения, где прием первоклассников производиться на конкурсной основе.

36 слайд. Результат работы:

• повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

• положительная динамика достижений ребёнка (по результатам диагностики);

• привлечение родителей к активному взаимодействию;

• разнообразие форм взаимодействия с семьёй.

37 слайд. Спасибо за внимание!

Уважаемые коллеги желаю всем творческих успехов!

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня»Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня» Годы дошкольного детства быстро пролетели. Окончен детский сад и совсем скоро ребята пойдут в школу. И тут в их жизни появляются новые.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возможности использования технологии «Портфолио» для формирования успешной личности будущего школьника
Опубликовано: 10 марта 2022 в 19:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности использования технологии «Портфолио» для формирования успешной личности будущего школьника» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД