Светлана Васильева
Возможности использования технологии «Портфолио» для формирования успешной личности будущего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА.
В современном дошкольном образовании необходимы новые подходы к оценке достижений ребенка, которые базируются на государственном образовательном стандарте, построенные на концепции компетентности ребенка в различных видах деятельности, основаны на уровне продуктивного творчества при определении индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Публикация «Возможности использования технологии „Портфолио“ для формирования успешной личности будущего школьника» размещена в разделах
Как известно личностно – ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребёнка с его индивидуальными способностями и возрастными особенностями развития. Тем самым побуждает педагогов к поиску содержания, средств и педагогических технологий, которые позволяют каждому ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио дошкольника» является одной из технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании, это новая и эффективная технология организации детской культурной практики.
У ребёнка есть право на личные достижения, собственную оценку своего мировосприятия. И именно технология «Портфолио» способна помочь ребёнку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других
Значимость данной технологии состоит в том, что она помогает делать образовательный процесс более эффективным, происходит интеграция количественных и качественных изменений, также технология направлена на сотрудничество, взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитатель – воспитанник – родители.
Технология «Портфолио дошкольника» заинтересовала нас и побудила к дальнейшей работе.
Что же такое Портфолио? Существует много определений понятия Портфолио, назовём некоторые из них.
3 слайд. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка за определённый период его развития.
4 слайд. Современные подходы к определению понятия портфолио :
• Портфолио – образовательная технология, обеспечивающая личностно – ориентированный подход воспитания.
• Портфолио – инструментарий определения индивидуального образовательного маршрута развития.
• Портфолио – метод оценивания реальных достижений развития ребёнка.
5 слайд. Цель технологии «Портфолио дошкольника»
Цель- собрать, систематизировать и зафиксировать результаты индивидуального развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
В рамках поставленной цели выполняются следующие задачи (которые представлены на экране)
6 слайд. Задачи технологии «Портфолио дошкольника»
• создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
• поддерживать интерес ребёнка к определённому виду деятельности;
• расширять возможности развития и саморазвития;
• поощрять активность и самостоятельность;
• содействовать индивидуализации образования дошкольника;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
• укреплять взаимодействие с семьёй воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
7 слайд. Функции технологии «Портфолио дошкольника»
Диагностическая – фиксируются изменения, и рост за определённый период времени (умственный и физический).
Целеполагательная – создание портфолио поддерживает учебные цели, поставленные автором (чему мы обучаем ребенка и для чего).
Мотивационная – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.
Содержательная – материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.
Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития год за годом.
Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений ребёнка.
В своей работе по составлению портфолио, мы учитывали следующие принципы.
8 слайд. Принципы работы.
1. Единство всех сфер жизнедеятельности ребенка:
эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.
2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений.
4. Совместная деятельность и общение взрослого и ребенка, как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребёнка, но и взрослого и дарить огромную радость обоим. Особая атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развивать потенциальные возможности ребёнка, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.
5. Добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его наполнении. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно, и если он не согласен разместить какой-либо материал в папку, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
Существуют следующие виды портфолио
9 слайд. Виды портфолио.
• Электронное портфолио- это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
• Портфолио-раскраска - это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения, фотографии. Многое ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить тот или иной рисунок, запись рассказа может сделать взрослый.
• Печатное портфолио- одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
10 слайд. В своей работе мы используем «Портфолио-раскраску».
За основу мы взяли детский альбом «Это я! Формирование я-концепции»
Прежде чем приступить к работе с портфолио, мы наметили направления и этапы работы.
11 слайд. Работа строится по трё м направлениям:
• Совместная работа воспитатель – ребёнок – родитель
• Совместная работа ребёнок – воспитатель
• Совместная работа ребёнок – родитель
12 слайд. Основные этапы в работе по теме:
• Подготовительный
• Практическая часть
• Заключительный
13 слайд. 1. Подготовительный этап включает в себя 3 направления работы
1.
• Самообразовательная работа педагога, направленная на изучение теоретического и практического материала по созданию портфолио.
• Оформление примерного образца портфолио педагогом.
2. Работа с детьми.
• Включает в себя рассматривание образца портфолио.
• Индивидуальная беседа с каждым ребёнком, подгрупповые и групповые беседы.
• Совместно с детьми ввели правила хранения и пользования портфолио. Портфолио должно храниться в специально отведенном месте, доступном для детей. Никто не имеет права без разрешения самого ребёнка смотреть портфолио. Нельзя сравнивать портфолио.
3. Работа с родителями
• Ознакомление родителей с технологией «Портфолио дошкольника».
Мы в своей работе использовали разные формы работы с родителями (индивидуальные и групповые беседы, родительские собрания, папки-передвижки, консультации, презентация образца портфолио, оказывали помощь по оформлению портфолио, показ примерного образца, объясняли с какой целью и для чего решили ввести данную технологию (т. е. заинтересовали родителей).
• Так же оказывали помощь по оформлению портфолио в соответствии с тематическим планированием образовательной программы.
4. Совместно с детьми и родителями мы разработали примерную структуру портфолио, оговорили, что оформление портфолио различно, оно зависит от интересов и индивидуальных особенностей ребёнка и родителей, также в ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребёнка.
14 слайд.
Портфолио состоит из 7 разделов, которые разбиты на рубрики.
1.«Давайте познакомимся». В разделе помещаются фотографии ребёнка, указывается фамилия, имя, место и дата рождения, вес, рост (динамика роста с рождения по настоящее время, что означает имя, знак зодиака, какого цвета глаза и волосы, что я люблю больше всего, любимые книги, игры, любимые животные и т. д. Раздел разбит на несколько рубрик. (по желанию)
15 слайд. Продолжение 14 слайда
16 слайд. 2 раздел. «Моя семья» (небольшой рассказ о семье, традиции семьи, фамильное древо). Рубрики «Моя мама», «Мой папа» (рассказ о них) «Мой брат, сестра», «мои бабушка и дедушка».
17 слайд. Продолжение 16 слайда
18 слайд. 3 раздел. «Мой любимый детский сад». (Как называется д/сад и группа, как зовут воспитателей, мои друзья, что мне нравится в д/саду, что не очень, чему я хочу научиться)
19 слайд. Продолжение 18 слайда
20 слайд. 4 раздел. «Мои впечатления» Раздел состоит из нескольких рубрик по желанию детей и родителей, что запомнилось (можно использовать тематическое планирование, например, «Как я провел лето», «Мой город-любимое место в городе», впечатление от праздников в детском саду и дома, впечатление от путешествий.)
21 слайд. 5 раздел. «Мои увлечения»
информация о том, чем увлекается ребенок, какие секции и кружки посещает, чем они ему нравятся.
22 слайд. Продолжение 21 слайда.
23 слайд. 6 раздел. «Моё творчество» (рисунки, аппликации, творческие работы)
24 слайд. Продолжение 23 слайда.
25 слайд. Продолжение 23-24 слайда.
26 слайд. 7 раздел. «Мои достижения» (грамоты, дипломы, сертификаты)
27 слайд. Продолжение 26 слайда.
Следующий этап
28 слайд. Практическая часть.
Красочно оформленный и наполненный интересными материалами портфолио, безусловно, не должен лежать мёртвым грузом. Где и как мы можем использовать портфолио? В первую очередь в работе с детьми.
Формы работы с детьми :
В непосредственно образовательной деятельности:
• Окружающий мир ( в изучении таких тем как: «Я и моё тело», «Моя семья»)
• Развитие речи (рассказы, составленные в соответствии с тематическим планированием образовательной программы, например, «Родной город», «Как я провёл лето», «Моя мама», «Мой папа» и другие.)
• Экология (использование материалов тематических комплексов).
• ИЗО (творческие работы – рисунки, аппликации).
• Конструирование (схемы, чертежи, сделанные детьми)
29 слайд. Формы работы с детьми :
1. Непосредственно образовательная деятельность
30 слайд.
2. В свободное время
• Индивидуальная беседа с ребёнком (мотивация для последующей работы, особенно с неуверенными, замкнутыми детьми;
31 слайд.
• индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по совместному наполнению портфолио (рисунки, аппликации, творческие работы, результаты конкурсов, выставок);
32 слайд.
• беседы с целью обучения детей правилам презентации своей работы;
33 слайд.
• мини презентация (по частям, по 1 страничке);
• само презентация на собственном дне рождения или по желанию;
34 слайд.
• презентация работ, выполненных в соответствии с тематическим комплексом. Данная форма работы может использоваться как в НОД, так и в свободное время.
35 слайд. Заключительный
При выпуске из детского сада или при переходе в другое дошкольное учреждение портфолио вручается ребенку. Это прекрасный подарок ему и его родителям.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок- родители». Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Портфолио дошкольника вполне может стать весомым аргументом при поступлении в учебные заведения, где прием первоклассников производиться на конкурсной основе.
36 слайд. Результат работы:
• повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;
• положительная динамика достижений ребёнка (по результатам диагностики);
• привлечение родителей к активному взаимодействию;
• разнообразие форм взаимодействия с семьёй.
37 слайд. Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги желаю всем творческих успехов!