Анастасия Владимировна Вяцкова
Возможности использования палочек Кюизенера как средства обогащения математических представлений дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В данной статье дается теоретическое обоснование актуальности проблемы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В современном мире большое внимание акцентируется на нестандартном дидактическом пособии – палочки Кюизенера, которая позволяет развить у ребенка интерес к математике в игровой форме. Автор раскрывает возможности использования палочек Кюизенера как средство обогащения математических представлений детей дошкольного возраста, а также их использование в разных видах детской деятельности. Использование игр на основе палочек Кюизенера помогает разнообразить процесс формирования элементарных математических представлений и повышает интерес детей к образовательной деятельности.
Публикация «Возможности использования палочек Кюизенера как средства обогащения математических представлений дошкольного возраста» размещена в разделах
Annotation
This article provides a theoretical substantiation of the relevance of the problem of the formation of elementary mathematical concepts in preschool children. In the modern world, much attention is focused on a non-standard didactic aid - the Kuisener stick, which allows a child to develop an interest in mathematics in a playful way. The author reveals the possibilities of using Kuisener’s sticks as a means of enriching the mathematical concepts of preschool children, as well as their use in various types of children’s activities. The use of games based on Kuisener sticks helps to diversify the process of forming elementary mathematical concepts and increases children’s interest in educational activities.
Ключевые слова: Джордж Кюизенер, счетные палочки Кюизенера, «числа в цвете», элементарные математические представления, игровая деятельность, интеграция.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Джорджа Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу и т. д. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Набор Кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором Кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий
Основная задача набора Кюизенера - помочь ребенку знакомиться с математикой.
Однако с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:
1. составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
2. различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
3. математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т. п.);
4. базовым математическим навыкам : сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие;
5. понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
6. определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.
Есть разные по величине комплекты. В самом простом - 116 штук, но есть и наборы побольше, которые существенно расширят перечень игр и зада. Количество каждого цвета в наборе из 116 брусков: белые – 25; розовые – 20; голубые – 16; красные – 12; желтые – 10; фиолетовые – 9; черные – 8; бордовые – 7; синие – 5; оранжевые – 4. [1, c.30]
Параллелепипеды размером от 1 см до 10 см, которые различаются по цвету и выполнены из пластика или дерева, бумажные шаблоны цифр и арифметических действий для вырезания, а также методичка с основными этапами и приёмами работы - это материальная база пособия Кюизенера. Разные брусочки позволяют обозначить числа (с помощью длины линеечек, а также указать классы чисел (цветами, соответствующими каждому номиналу палочек). [1, c.30]
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше — меньше», «больше — меньше на.», организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину», познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры [2].
Палочки Кюизенера можно использовать не только на занятиях по математике, но и в разных видах детской деятельности.
Например, палочки можно использовать на занятиях по развитию речи - моделировать с их помощью сказки. Педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей [3].
Игры и упражнения с палочками Кюизенера необходимо вводить в деятельность детей вне занятий. Воспитанники вне занятий с увлечением и интересом, под руководством воспитателя или самостоятельно выкладывают, перестраивают, изучают, конструируют, решают логические задачи – в игре познают математику. Дети учатся использовать палочки не только, когда это необходимо – на занятии, но и использовать в своей самостоятельной деятельности. Это способствует развитию мышления и воображения ребенка.
Существует два этапа работы с палочками Кюизенера.
Первый этап - игровой. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаик. Для начала будет достаточно простого ознакомления: пусть ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если вы постараетесь донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-Нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-Нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый [3].
Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.
Второй этап работы с палочками – математический, выступает как пособие для маленьких математиков. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.
Например, на втором этапе можем провести игру, которая поможет освоить состав числа. «Возьмите палочку красного цвета. Сколько белых палочек в нее помещается? Значит, какое число обозначает красная палочка?»
Использование игр на основе палочек Кюизенера разнообразит процесс обогащения математических представлений детей дошкольного возраста и повысит интерес детей к образовательной деятельности.
Таким образом, палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного [1, c.41].
Литература:
1. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению математике 5-7 лет / Л. Д. Комарова - М. : Гном и Д, 2011. – 64 с.
2. Непомнящая Р. А., Михайлова З. А. Палочки Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. – Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 2013 г.
3. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 88 с. :цв. вкл.