Екатерина Николаева
Возможности дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Определение формирования, развития математических представлений в педагогике является сложным ввиду его комплексности, многоаспектности. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных категорий педагогики.
Формирование элементарных математических представлений - важнейшая из задач подготовки ребенка к школьному обучению. ФЭМП состоит в формировании представлений, умений и навыков. В целом, в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.
Публикация «Возможности дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Математическое развитие дошкольника определяется как качественные изменений в познавательной деятельности ребенка, происходящие в формировании элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Таким образом, формирование математических представлений является лишь частью формирования картины мира ребенка, частью работы по математическому развитию.
Формированию математических представлений у детей дошкольного периода развития проводится в различных формах, с использованием средств и методов, дозволенных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Использование игры как средства развития и воспитания ребенка в детском саду обусловлено так же федеральным государственным стандартом. Игра, как ведущая деятельность дошкольника, является основным средством познания мира.
Дидактическая игра – форма игровой деятельности, которой управляет педагог. Такая игра проводится для достижения определенных целей по формированию элементарных математических умений, педагог влияет на ход игры и оценивает результат.
Организация дидактической игры с целью формирования математических способностей дошкольника строится с целью развития памяти, мышления, воображения, а так же развитие отдельных математических представлений, навыков, умений (математических способностей).
В. А. Крутецкий в книге «Психология математических способностей дошкольников» выделяет следующие компоненты математических способностей детей :
1. Способность к абстрагированию от привычных отношений (количественных, пространственных) и оперирование формальными структурами (структурами отношений и связей). Данный компонент, по мнению автора настоящей статьи, следует понимать как формирование предпосылок к формированию и развитию абстрактного мышления у детей дошкольного возраста.
2. Способность к обобщению, выделению информации.
3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4. Способность к логическому мышлению, обоснованию, доказыванию выводов;
5. Способность трансформировать процесс решения для его сокращения (способность мыслить «свернутыми структурами», способность к переходу на «обратный ход мысли»);
6. Гибкость мышления, возможность переключения от одной умственной операции к другой.
7. Математическая память («память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы»)
8. Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Н. А. Виноградова в своих исследования отмечала необходимость использования дидактических игры в целях развития математических умений, навыков и представлений, что объясняла возрастным особенностями дошкольников. Автор предлагает широко использовать дидактические игры в настольно-печатном виде, с предметами, с элементами ролевой игры на основе дидактического материала.
Некоторыми знаменитыми педагогами были предприняты меры к созданию дидактического материала, игра с которым даст эффект самообучения, самовоспитания. В педагогической практике используются так называемые «Дары Фребеля» (Ф. Фребель, а так же Монтессори-материалы (М. Монтессори). Названный дидактический материал представляет из себя систему специального дидактического материала, направленную на развитие сенсорного восприятия и развитие продуктивной деятельности.
А. К. Бондаренко в своих исследованиях выделила выделила две группы дидактических средств, используемых в образовательной работе:
1. Обучение ведет взрослый
2. Ведущая обучающая функция принадлежит дидактическому материалу или игре, построенной с учетом образовательной задачи.
Таким образом, роль дидактической игры и ее возможности в формировании элементарных математических представления находятся в зависимости от того, к какому виду принадлежит используемых дидактический материал.
Дидактический материал, используемых для самообучения и самовоспитания детей, был раскритикован множеством отечественных педагогов и психологов. Так, Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский указывали на то, что теория «самообучения» в ходе использования дидактических материалов исключает статус ребенка, как существа, способного мыслить самостоятельно. ПО мнению указанных ученых, такие дидактические материалы заставляют рассматривать ребенка лишь как объект педагогического воздействия, не имеющий право на собственные суждения и оригинальное восприятие. Воздействие взрослого и педагога при использовании таких материалов теряет свою ценность, эффект от использования таких дидактических средств «самообучения» совершенно иной.
Дидактическая игра в отечественной педагогической практике довольно широко используется как средство для формирования математических представлений. Игровые действия, правила игры дают возможность решать задачи формирования знаний, умений, формирования и совершенствования представлений.
В современной практике детских садов дидактическая игры является структурной частью непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Чаще всего, дидактическая игры в структуре НОД используется как учебное задание, упражнение для формирования определенного навыка, решения конкретной задачи.
Дети в возрасте 4-5 лет активно осваивают счет, используют числа и осуществляют вычисления по наглядной основе устно. Кроме того, в этом возрасте дети осваивают элементарные отношения времени и пространственные отношения, преобразуя предметы.
Ребенок включается в математическую деятельность, движимый познавательным интересом.
Объем его математических представлений развивается в ходе его познавательного развития, а познавательные умения являются технологией данного процесса.
Так, познавательная активность ребенка является мотивом для его вступления в организованную воспитателем познавательную деятельность, в т. ч. в дидактическую игру.
Дидактическая игра предполагает создание педагогом условий, обстановки для благоприятного вовлечения ребенка в деятельность – сравнение, счет, воссоздание, обобщение, классификация и т. д.
Исключить дидактические материалы для достижения целей ФЭМП невозможно. Нельзя обойтись без использования логических блоков Дьенеша, палочек Кюинезера в ходе обучения детей установлению логической связи и зависимости, определения отношения, сходств и отличий.
Основные представления, познавательные и речевые умения, которые осваиваются детьми 4-5 лет в процессе овладения математическими представлениями :
1. Представления о свойствам предметов по размерам (длине, высоте, ширине, толщине, массе, объему, форме, структурных элементах фигур.
2. Связи между изменениями (сменой) основания классификации (группировки) и количеством полученных групп, объектов в них.
3. Представления об отношения групп предметов по количеству, размеру и т. д. Обощение и выделение.
4. Представления о числах и цифрах, счет, применение навыков.
5. Представления о сохранении неизменности количества и величин.
6. Представления об алгоритмах как о последовательной и этапности игровых действий (сначала, потом, раньше, позже, если то)
Дети 4-5 лет, проявляя высокую познавательную активность, исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей; осваивают счёт.
Применение дидактических игр в совокупности с дидактическими пособиями, включение дидактических игр в разные виды деятельности детей повышает эффективность образовательного процесса в части формирования элементарных математических умений в соответствии с большим количеством психолого-педагогических исследования и выводами практикующих педагогов.