Светлана Швецова
Воздух — невидимка
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА
Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Участники: детский сад, группа «Светлячок» (от 4 до 5 лет)
Цели и задачи: Расширение представлений детей о природе.
Создание условий для опытнической и экспериментальной деятельности.
Развитие любознательности и наблюдательности.
Аннотация: Познакомить со свойствами воздуха :
1) прозрачность;
2) воздух есть везде;
3) человек дышит воздухом.
Доказать, что ветер – это перемещение воздуха/
Публикация «Воздух — невидимка» размещена в разделах
Учить производить простейшие опыты.
Просмотр видео слайдов из Интернета о разной силе ветра.
Подведение итогов.
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: Мультимедийный проектор mp 610 diqital projector, сателлитный громкоговоритель Creative, компьютер, интернет МК- net.
Ключевые слова: Воздух, прозрачный, невидимый, опыты, ветер.
Автор: Швецова Светлана Вячеславовна.
Место работы: Россия, Московская область, Подольский район, п. Дубровицы
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №29 «Дубравушка» (МДОУ ЦРР д/с №29 «Дубравушка»)
ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА
Программные задачи:
Образовательные:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха (легкий, не пахнет);
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, но его можно поймать, увидеть, спрятать, почувствовать, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению различными способами обнаружения воздуха;
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- формирование умения выражать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый; активизировать: опыты.
Предварительная работа:
- во время прогулки наблюдения за ветром; [2 стр. 28,37]
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха - «Сколько весит воздух?» [1 стр. 12]
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы - «Тонет – не тонет»;
- изготовление вееров – совместная работа с родителями;
- чтение стихотворений с. Маршака «Мяч», «Мыльные пузыри».
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- емкости с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
-пустые пластиковые стаканчики (по количеству детей);
-салфетки бумажные (по количеству детей);
- веера (по количеству детей);
- воздушные шары (по количеству детей);
-иллюстрации с изображением предметов или предметы, внутри которых есть, и нет воздух;
Ход образовательной деятельности:
(сидят на стульчиках полукругом или за столами)
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить….? (Индивидуальные ответы 2-3 детей). Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)
Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь?
Дети: Нет.
Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)
А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?
Дети: Можно его поймать с помощью пакета.
Опыт №1 (с пакетом)
Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой). А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех) [1стр. 13]
Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?
Дети: Варианты ответов.
Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола)
Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?
Дети: Он пустой.
Опыт №2 (опускание перевернутого стакана в воду)
Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям)
Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?
Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно)
Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде. [2стр. 9]
Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей)
Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос?
Дети: Воздух.
Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек.
Опыт №3 (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой).
Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите!
Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.
Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»
Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой», они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся»- останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп», делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь. [2стр. 13]
Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух»? (встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы)
Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух?
Опыт №4 (с веером)
Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете?
Дети: (ветерок).
Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха. [4 стр. 167]
Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)
Восп:Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.
[4 стр. 167]
А сейчас все внимание на экран.
(появляется видео ролик парусника, который с надутыми парусами плывет по воде)
Ссылка на сайт You Tude для просмотра видео в реальном времени
https://www.youtube.com/watch?v=-3R7OcJ-W4o
Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо?
Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде.
(Появляется на экране видеоролик «Сильный ветер» или «Ураган»).
Ссылка на сайт You Tude для просмотра видео в реальном времени
https://www.youtube.com/watch?v=PWkjBtLrraU&feature=player_embedded#
Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?
Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.
Восп: А напоследок, я приготовила для вас сюрприз (раздает детям по воздушному шару)
Дома вы сможете показать опыт и рассказать о нем своим близким.
Список литературных источников
1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Санкт-Петербург: Реч, 2007.
2. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
3. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Москва: ТЦ Сфера,2008.
4. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей Мир растений и животных. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.