Алла Ушакова
Вовлечение родителей в жизнь группы
▼ Скачать + Заказать документы
Человек – существо социальное.
Под влиянием других людей личность:
Развивается и совершенствуется;
Приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей;
Несёт за своё поведение, поступки и действия определенную ответственность.
Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Темочки:
Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс.
Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.
Под готовностью подразумеваются желания, способности и умения ребенка.
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Процесс социализации.
Влияние оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное общение:
Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья и сёстры)
Детский сад (в первую очередь воспитатели)
Общество (сверстники, друзья).
Условия для социализации ребенка-дошкольника:
Благоприятная социальная ситуация развития;
Посредничество взрослых, вовлечение их в жизнь группы;
Организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.
Более подробно остановимся на посредничестве взрослых, вовлечении их в жизнь группы.
Что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе :
• в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;
• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
• взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности.
Таким образом, исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс.
Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности.