ирина
Вовлечение родителей в процесс речевого развития старших дошкольников через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
«Вовлечение родителей в процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»
Воспитатель Копылова И. Л.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Публикация «Вовлечение родителей в процесс речевого развития старших дошкольников через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия : от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности.
В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками).
Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
С целью повышение уровня речевого развития детей старших дошкольников, повышение педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей была проведена диагностика речевого развития детей и разработан план мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.
Задачами совместной работы, стали:
• продолжать развивать все компоненты устной речи у детей старшего дошкольного возраста;
• приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
• повышать педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей, побуждать их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
Чтобы достичь наилучшего результата воспитатели, учитель-логопед и родители должны действовать согласованно.
Взаимодействие обязательно подразумевает контроль со стороны педагогов, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Наш опыт работы позволил определить разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию детей. Расскажем о некоторых из них.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Основными принципами, на которых строится общение педагогов и родителей – это принцип открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Мы использовали в своей практике следующие нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Дни добрых дел:
- родительская мастерская дидактических игр. Дни добровольной посильной помощи родителей группе – ремонт пособий, книг, мебели, помощь в создании развивающей предметно-пространственной речевой среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
- «книжкина мастерская. Детям прививаются практические навыки восстановления книг, создание закладок, формируется бережное отношение к книгам, повышается уровень книжной культуры.
Досуговые формы : КВН «Осенний марафон»; литературный вечер «Час поэзии»; квест-игра «По дорогам сказок»,»Волшебные часы»; игра-викторина «Знатоки правил безопасности». Такие формы общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем воспитателям и учителю-логопеду проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Родители активно участвуют в таких мероприятиях, заранее готовятся – придумывают свои задания, «кричалки», конкурсы.
Регулярно организуются выставки совместных работ детей и родителей по сезонам «Вот и лето пролетело», «Золотая осень», «Зимняя сказка». Тематические выставки: «Обложка моей любимой книги», вернисаж «Вкусная булочка» и др. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Позволяют реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.
Наглядно-информационные формы организации общения. К ним мы относим:
- информацию, размещенную в Уголке для родителей : цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы учителя-логопеда и темы НОД по развитию речи на каждую неделю.
- речевой уголок в рубрике «Для заботливых родителей», где родителям даются практические рекомендации по оформлению книжного уголка дома, по использованию сказок в свободное время, по использованию игровых ситуаций в формировании речевых навыков речевого общения. Организована домашняя игротека «По дороге в детский сад (из детского сада)», которая знакомит родителей с различными речевыми играми на улице. Родители активно участвуют в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Родителям вместе с детьми предлагается придумать красивые (осенние, зимние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создается альбом.
- в рубрике «Учите с нами» в отдельном кармане размещаются стихи для заучивания детьми в соответствии с темой недели, скороговорки, «домашние игралочки». Родители вместе с детьми выбирают понравившееся стихотворение, которое заучивается дома, проигрывают заданные игры, а родители дают информацию детям «расскажи о празднике 23 февраля», «дедушки и бабушки – герои ВОВ» и др.
Игротека «Родительская почта – письмо из сказки». Родители подготавливают письма от сказочных героев с различными заданиями, которые помещают в почтовый ящик, изготовленный самими родителями :
• квест-игра «Письмо от снеговика»
• речевые игры
• игры-забавы
• развивающие игры
• открытки - поздравления
• письма - признания и т. д.
Так, например, письма «Из сказок или мультфильмов» вызывают у детей большой эмоциональный отклик, дети с удовольствием выполняют задания, а родители с интересом спрашивают, наблюдают за процессом обучения. Все задания поощряются сюрпризами от родителей. «Родительская почта» постоянно обновляется в зависимости от события, сезонности.
Результат работы всех участников образовательного процесса отражается на «Волшебном дереве». Это наглядное пособие, которое располагается в раздевалке. Педагог вместе с детьми располагает листики (снежинки, цветы) в зависимости от сезонности и вида деятельности: «поэт», «интересненько», «ух ты, удивил!», «доброе сердце». В конце недели выявляется победитель. Тем самым, подтверждается выполнение определенных заданий: рассказывание стихов, объяснение лексического значения слова, придумывание собственных игр, сказок, выполнение трудовых и добрых дел. Родители видят положительные успехи своих детей, а главная ценность этого пособия – мотивация детей на деятельность.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных нетрадиционных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.
На сегодняшний момент многие формы взаимодействия с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.
Нетрадиционный подход к организации и проведению этих форм взаимодействия позволяет давать возможность не только детям, но и родителям активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться.
Практический опыт показывает, что благодаря соблюдению основных принципов общения педагогов с родителями мы достигаем положительных результатов.