Приложение МААМ

Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Светлана Александровна Воронова
Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений
▼ Скачать + Заказать документы

Несмотря на то, что проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса, тяжести является недостаточно разработанной в отечественной науке, обозначим не которые практические аспекты ее решения. «Особые» свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности, познаются благодаря совокупной работе анализаторов.

Публикация «Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений» размещена в разделах

Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (понюхать, попробовать на вкус, взвесит] на руке, полизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представления ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Благодаря восприятию все свойства предмета объединяются и составляется целостное представление, что в дальнейшем помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (по запаху, вкусу или качеству поверх- ности и т. д.). Если представления ребенка неточные, не полные, он может путать предметы, не узнавать их, нетипично ими пользоваться. Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности обонятельного, осязательного, слухового и вкусового анализаторов, что объясняется недоразвитием центральной нервной системы. Безукоризненная работа органов чувств зависит от состояния центральное нервной системы. А значит, требуется целенаправленная работа по обучению таких детей познанию особых свойств предметов и явлений.

Рассмотрим работы по восприятию особых свойств на примере развития обоняния. Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. Когда-то обоняние играло более значимую роль в жизни человека: помогало выследить добычу, почуять приближение врага, определить пригодность пищи. Дети узнают, зачем нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета путем активного обследования его обоняемых признаков. Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи : - развитие осведомленности о различных запахах; - умение различать простые запахи. Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, среди пищевых продуктов запах свежего хлеба - приятный, а испорченного мяса - неприятный). Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:

1) знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;

2) сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;

3) различение более сложных (составных) ароматов. Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах хлеба, лука, апельсина, колбасы, кофе, лекарства, цветов и других предметов, обозначают их словом: запах лука - резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый; запах апельсина - приятный, свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.

Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое - нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства : цвет, сыпучесть, порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, чем они отличаются друг от друга (сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ приятный, сильный, пикантный запах). Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов) : свежего огурца, лука, сосновой шишки и др. Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин - это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники - с запахом других ягод и т. д. Постепенно дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи - и в первую очередь пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др., что должно приучить их к осторожному использованию таких продуктов. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, несильно, на расстоянии). В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. Примеры игровых упражнений.

Определи предмет по запаху

Цель: различение предметов по запаху.

Оборудование: повязка на глаза; продукты питания и вещества с различными запахами (хлеб, колбаса, лимон, конфета, мята, цветы, лекарства, крем для обуви и т. д.).

Содержание: ребенку завязывают глаза и предлагают по запаху определить вещества и продукты питания.

В качестве игрового материала можно использовать коробочки или баночки, наполненные ванилином, кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами и т. д.

Вспомни, как они пахнут

Цель: оживление в памяти различных запахов.

Оборудование: предметные картинки с изображением различных предметов и явлений (дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, акварельные краски, веточка земляники, цветущий ландыш, еловая ветка, сильный дождь и др.).

Содержание: детям предлагается рассмотреть картинки, вспомнить, как пахнут изображенные предметы и явления, и попытаться объяснить словами.

Три флакона

Цель: различение жидких веществ по запаху.

Оборудование: три флакона, наполненные шампунем, духами, уксусом.

Содержание: ребенку предлагается поочередно понюхать содержимое всех трех флаконов. При этом педагог называет каждое вещество и просит запомнить его запах. Затем ребенок закрывает глаза и определяет содержимое флаконов по запаху.

Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы «добавленный» аромат четко дифференцировался, например: обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него и др. Самыми трудными для детей, как показывает практика, являются задания на различение натуральных предметов и предметов с запахом : цветы или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом цитрусовых и др.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Счётные тактильные линейки»Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Счётные тактильные линейки» Татьяна Маликова Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Счётные тактильные линейки» Предлагаю дидактическое пособие,.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Игры для развития тактильных ощущенийИгры для развития тактильных ощущений Хочу вас познакомить с новыми играми, сделанными своими руками, для развития тактильных ощущений. Эти игры использую для работы с детьми.

Мастер-класс дидактического пособия для развития тактильных ощущений «Тактильные ладошки»Мастер-класс дидактического пособия для развития тактильных ощущений «Тактильные ладошки» Тактильные ощущения - форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих.

Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки»Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки» Работая с детьми раннего и младшего возраста, наблюдая за ними, за их действиями с предметами мы поняли, что одним из главных способов познания.

Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки»Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки» Одним из главных способов познания ребёнком окружающего мира являются тактильные ощущения. Перебирая в пальцах предметы, ребёнок знакомится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений
Опубликовано: 31 августа 2024 в 20:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Воронова (УИ 3243348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД