Светлана Александровна Воронова
Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на то, что проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса, тяжести является недостаточно разработанной в отечественной науке, обозначим не которые практические аспекты ее решения. «Особые» свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности, познаются благодаря совокупной работе анализаторов.
Публикация «Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений» размещена в разделах
Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (понюхать, попробовать на вкус, взвесит] на руке, полизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представления ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Благодаря восприятию все свойства предмета объединяются и составляется целостное представление, что в дальнейшем помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (по запаху, вкусу или качеству поверх- ности и т. д.). Если представления ребенка неточные, не полные, он может путать предметы, не узнавать их, нетипично ими пользоваться. Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности обонятельного, осязательного, слухового и вкусового анализаторов, что объясняется недоразвитием центральной нервной системы. Безукоризненная работа органов чувств зависит от состояния центральное нервной системы. А значит, требуется целенаправленная работа по обучению таких детей познанию особых свойств предметов и явлений.
Рассмотрим работы по восприятию особых свойств на примере развития обоняния. Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. Когда-то обоняние играло более значимую роль в жизни человека: помогало выследить добычу, почуять приближение врага, определить пригодность пищи. Дети узнают, зачем нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета путем активного обследования его обоняемых признаков. Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи : - развитие осведомленности о различных запахах; - умение различать простые запахи. Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, среди пищевых продуктов запах свежего хлеба - приятный, а испорченного мяса - неприятный). Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:
1) знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;
2) сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;
3) различение более сложных (составных) ароматов. Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах хлеба, лука, апельсина, колбасы, кофе, лекарства, цветов и других предметов, обозначают их словом: запах лука - резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый; запах апельсина - приятный, свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое - нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства : цвет, сыпучесть, порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, чем они отличаются друг от друга (сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ приятный, сильный, пикантный запах). Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов) : свежего огурца, лука, сосновой шишки и др. Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин - это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники - с запахом других ягод и т. д. Постепенно дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи - и в первую очередь пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др., что должно приучить их к осторожному использованию таких продуктов. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, несильно, на расстоянии). В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. Примеры игровых упражнений.
Определи предмет по запаху
Цель: различение предметов по запаху.
Оборудование: повязка на глаза; продукты питания и вещества с различными запахами (хлеб, колбаса, лимон, конфета, мята, цветы, лекарства, крем для обуви и т. д.).
Содержание: ребенку завязывают глаза и предлагают по запаху определить вещества и продукты питания.
В качестве игрового материала можно использовать коробочки или баночки, наполненные ванилином, кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами и т. д.
Вспомни, как они пахнут
Цель: оживление в памяти различных запахов.
Оборудование: предметные картинки с изображением различных предметов и явлений (дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, акварельные краски, веточка земляники, цветущий ландыш, еловая ветка, сильный дождь и др.).
Содержание: детям предлагается рассмотреть картинки, вспомнить, как пахнут изображенные предметы и явления, и попытаться объяснить словами.
Три флакона
Цель: различение жидких веществ по запаху.
Оборудование: три флакона, наполненные шампунем, духами, уксусом.
Содержание: ребенку предлагается поочередно понюхать содержимое всех трех флаконов. При этом педагог называет каждое вещество и просит запомнить его запах. Затем ребенок закрывает глаза и определяет содержимое флаконов по запаху.
Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы «добавленный» аромат четко дифференцировался, например: обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него и др. Самыми трудными для детей, как показывает практика, являются задания на различение натуральных предметов и предметов с запахом : цветы или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом цитрусовых и др.