Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-практикум «Воспитателю о личностном общении»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар — практикум «Воспитателю о личностном общении».
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
педагог — психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131
г. Калининград
Структура семинара.
1. Пре — тест (саморефлексия);
2. Информационная часть:
Личностно — ориентированное взаимодействие. Есть ли оно в наших детских садах?
Преодоление педагогических стереотипов как условие повышения качества образовани (из опыта работы ДОУ).
Публикация «Семинар-практикум „Воспитателю о личностном общении“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Знаете ли вы, что значит воспитывать, быть воспитателем? Воспитатель глазами воспитателя. Точка зрения исследователей (материалы ст. И. А. Карпенко и В. А. Петровского «Личностная позиция воспитателя» из книги «Лицом к детству: перспективы дошкольного воспитания»).
Знаете ли вы, чего ждут от вас дети, что значит воспитываться, быть воспитуемым? (В. А. Петровский. Лицом к детству.)
Дискуссия. «Ответственность», «Направленность поведения».
Практикум «Подумайте и ответьте себе, свойственно ли вам такое поведение?»
Психологические аспекты взаимодействия людей.
Практикум по активному слушанию.
Практический инструментарий (методическая копилка) :
рекомендации по организации работы с родителями; игры на регуляцию психофизического состояния.
После — тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
Пре — тест, после — тест (саморефлексия, ценность приобретенного опыта.
1. Ответственность, направленность поведения.
2. Психологические аспекты взаимодействия людей: общение, взаимодействие;
3. Типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие и противодействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие;
4. Типы коммуникативности: общительность, замкнутость, болтливость;
5. Условия оптимального педагогического общения;
6. Активное слушание.
Смысловая ситуация (метафоры).
Афоризмы древнего мира.
Воспитай в себе чувство кротости, не будь привержен страстям и отринь чувства гнева и ярости.
Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого — вот извечная заповедь.
До пяти лет общайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом.
Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих — и себя, и другого.
Кто не отвечает ни на излишнюю хвалу, ни на порицание, кто не отвечает ударом на удар, кто не желает зла обидчику, тому завидуют боги.
Не приносят пользы мудрые наставления тому, кто страшится действия. Что проку от светильника в руках слепого?
Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечет из них пользы? Одно утомление.
Гибок язык человека; речей в нем край непочатый.
Ключевые слова и выражения.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.
Общение — многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности. — например, физиологические (такие, как голод) и психологические (прежде всего, это потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем — либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие — все это вечные задачи общения. Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной готовности для человеческих существ. Способность к общению у человека — врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад — это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Все сотрудники ДОУ должны отчетливо осознавать свою роль в воспитании детей, свое влияние на межличностные отношения в коллективе, друг с другом.
Общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию взаимодействующего.
Взаимодействие складывается:
1. из физического контакта;
2. совместного перемещения в пространстве;
3. совместного группового или массового действия;
4. духовного;
5. вербального.
Для общения как взаимодействия социальных субьектов характерны следующие особенности:
1. равенство психологических позиций взаимодействующих независимо от их социального статуса;
2. равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
3. психологическая поддержка друг друга.
Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем как правило, формы поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:
1. Сотрудничество — партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.
2. Противоборство — партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого (например, шахматисты прилагают максимум усилий, чтобы помешать выиграть сопернику).
3. Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем — либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.
4. Однонаправленное содействие — один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним (учитель, стараясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие — то причины, чтобы не прийти на занятия).
5. Однонаправленное противодействие — один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником (если отец не пускает сына гулять из — за плохого поведения и хочет серьезно поговорить с ним, а сын, которого ждут ребята, обижается и запирается в своей комнате.
6. Контрастное взаимодействие — противоречие, когда один из участников старается содействовать другому, а второй ему активно противодействует (врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы, вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или выбрасываем его).
7. Компромиссное взаимодействие — оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
У каждого человека в связи с темпераментом личности, опытом, формируются коммуникативные черты характера. К ним можно отнести общительность, замкнутость и болтливость.
Общительность — это оптимальное потребление потребностей в контактах с другими людьми. Вступая в речевой контакт, человек ставит перед собой цель передать другим свои мысли, чувства, желания и тем самым повлиять на точку зрения слушающих.
Замкнутость — противоположная черта общительности. Замкнутый человек оставляет «при себе» те мысли и чувства, которыми он мог бы поделиться с окружающими. Причина замкнутости часто лежит в недоверии к людям, в отсутствии потребности и привычки общаться.
Болтливость — это проявление несдерживаемой речевой активности. Болтливость связана с поверхностью ума, с отсутствием избирательности в общении, со слабым развитием волевых качеств.
Условия оптимального педагогического общения :
Искренний интерес к человеку, умение преодолевать свой э гоцентризм в общении с ним;
Умение слушать людей как конкретное проявление интереса к людям;
Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям;
Улыбайтесь. Улыбка — это аванс положительного отношения;
Изучайте потребности людей, проявляйте интерес к интересам другого;
Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении.
Практикум. Подумайте и ответьте себе, свойственно ли вам такое поведение (никогда — 0; редко — 1; часто — 2; почти всегда — 3; всегда — 4)
1. Браниться друг с другом;
2. Говорить, что вас нет дома (на работе) в то время, когда вы есть;
3. Переходить улицу в неположенном месте;
4. Проявлять бурную радость по отношению к своему мужу (жене);
5. Курить;
6. Бранить телевизионные программы;
7. Зачитываться книгой;
8. Нелестно отзываться о дорогих магазинах и о людях, это допустивших;
9. Делать неожиданные подарки почти незнакомым людям;
10. Приносить свои извинения, когда вы не правы;
11. Громко смеяться над анекдотом и рассказывать их;
12. Плакать, когда у вас что — то не получается;
13. Признаваться другим в своих тайных слабостях или прегрешениях;
14. Проявлять бурную радость по отношению к подруге (другу, которого давно не видели;
15. Вмешиваться в уличные конфликты, требуя наведения порядка и взывая к совести;
16. Танцевать и петь от радости;
17. Долго сидеть за столом и беспорядочно есть;
18. Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление другого;
19. Не подавать вида, что вы догадываетесь, когда вас обманывают;. 20. Одинаково свободно разговаривать на любые темы.
После того, как вы ответили на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с вами ребенок. Вновь ответьте на эти вопросы.
Если ваши ответы не изменились, то вы либо совершенно не замечаете ребенка, не ориентируетесь на него, либо он настолько ваш (не отделим от вас, что ваше поведение всегда подчинено его «скрытому присутствию».
Техника «Активное слушание».
В психологии общения существует специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции.
Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент вы не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь.
Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Настраиваясь на ребенка как на партнера по общению, не стоит торопиться с выводами, имеет смысл проверить несколько возникших у вас предположений, сформулировав их, чтобы удостовериться, правильно ли вы его поняли.
Практикум по активному слушанию.
Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проиграть 2 раза: в первом случае один педагог из пары берет на себя роль воспитателя, другой — ребенка; во втором случае участники меняются ролями.
Задание 1.
В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как невнимательный слушатель.
Инструкция "воспитателю«.Представьте себе, что вы в группе чем — то заняты. К вам подходит ребенок и произносит одну из следующих фраз:
1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»
2. «Они не принимают меня играть!»
3. «А вот я нарисовал!»
4. «А маму вчера отвезли в больницу»
Вы должны ответить «ребенку» как невнимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем. Которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и произносите одну из приведенных выше фраз.
Ситуация продолжается 1- 2 минуты. После проигрывания ситуации, участник, игравший роль «ребенка», рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ «воспитателя». После обсуждения, которое длится 2-3 минуты, участники меняются ролями и проигрывают другую проблему из предложенных выше. В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как внимательный слушатель.
Эмоциональная культура педагога.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых, от которых он получает свой первый опыт взаимодействия. Поэтому очень важно каждому педагогу получать психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и другие доступные способы.
Методическая копилка (практический инструментарий).
Игры на регуляцию психофизического состояния.
Егорки.
«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» — это присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и на выдохе вслух считает: «Раз Егорка, два- Егорка.» и т. д. У кого больше «Егорок» — тот победитель. Дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточной степени мобилизации.
Карлики — великаны.
Участники игры стоят в кругу. Ведущий говорит «карлики» или «великаны». На слово «карлики» — все приседают. На слово «великаны» все встают. Те, кто ошибся — встают внутрь круга, а затем выполняют задание группы. Игра развивает внимание и координацию движений, снимает мышечное напряжение.
Веретена точены.
Все находящиеся в группе делятся на три команды. Одна команда «Веретена точены», вторая — «Веники мочены», третья — «Барыня — барыня, сударыня барыня». Ведущий показывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. Темп игры увеличивается. Практически все игры, связанные с увеличением ритма и громкости, способствуют повышению уровня эмоционального состояния.
Луноход.
Ведущий встает на четвереньки и начинает ползать, приговаривая: «Пи — пи, я луноход — 1». Подползает к кому — то из участников повеселее и дотрагивается до него. Последний тоже встает на четвереньки, он теперь «Луноход — 2». Они ползают вместе. Постепенно все участники становятся «луноходами», ползают и пищат.
Поросячьи бега.
Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что они попали на поросячьи бега — новый олимпийский вид спорта. Для того, чтобы выиграть нам, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Игра очень хорошо влияет на процесс сплочения и настраивает на взаимодействие.
Рекомендации педагогам по организации работы с родителями.
Способность к общению — профессиональное качество педагога;
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству;
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями;
Людям нравится ощущать собственное значение;
Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку;
Ищите новые формы сотрудничества с родителями;
Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию;
Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка;
Учитывайте личные интересы родителей;
Мы вместе против проблем, а не против друг друга;