Анастасия Прохорова
Исследовательская работа «Воспитательный потенциал семьи и социализация детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Публикация «Исследовательская работа „Воспитательный потенциал семьи и социализация детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель данной работы : определить воспитательный потенциал семьи, определить педагогические условия, способствующие реализации воспитательного потенциала семьи в процессе социализации детей дошкольного возраста.
Актуальность и практическая значимость проблемы влияния семьи на процесс становления ребенка обусловили выбор темы и определили следующие задачи исследования :
На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности современной российской семьи и семейного воспитания, ее воспитательный потенциал.
Изучить опыт работы детского сада по социализации детей в сотрудничестве с семьей.
Разработать рекомендации по организации совместной работы ДОУ и семьи при решении задач социализации детей.
Объект исследования – процесс социализации детей.
Предмет исследования – процесс реализации воспитательного потенциала семьи в социализации детей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. В семейном воспитании абсолютной нормы не существует, но можно выделить четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Но только в семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание будет успешным.
Важным аспектом развития ребёнка-дошкольника является его социализация, обусловленная прежде всего общением со взрослыми и другими детьми. Степень социализации личности является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребёнка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром.
Именно в дошкольный период начинается процесс социализации, становление связи ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» города Новочебоксарска» является детским садом общеразвивающего вида, деятельность которого социально-ориентирована, а потому приоритетным направлением является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Основной миссией ДОУ является формирование успешных граждан, а приоритетной задачей - создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника.
1. Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно- образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
2. Реализацию общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно- образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями;
3. Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития.
4. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
5. Ещё одним важным условием является высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей.
6. Ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Педагогами детского сада разработаны проекты социально-ориентированной направленности :
«Юный краевед», «Здоровый малыш», «Наша дружная семья» и т. д.
Родители и педагоги должны объединять свои усилия, чтобы обеспечить детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Методы, формы работы с родителями в настоящее время очень разные. Но, обобщив, в практической работе можно выделить два направления взаимодействия с семьей :
- Первое — информационного плана — знакомство родителей с возрастными особенностями детей. Для этого разрабатываются консультации «Я — детсадовец», «Навыки и привычки», «Познай себя как родитель» и т. п.
- Второе направление работы — обучающего характера, научить родителей руководить детской деятельностью, показать игровые приемы. Одной из форм взаимодействия является круглый стол с целью помочь родителям найти ответы на интересующие вопросы. Родителями заполняются социальные анкеты : «Будем знакомы», «Любимые игрушки детей», проводятся беседы, анализ детских работ, оформляются фотовыставки.
Таким образом, социальное развитие – это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Задача педагогов и родителей- помочь ребенку войти в современный мир. Социальная готовность включает социальную адаптацию ребенка к условиям ДОУ и семьи, к различным сферам человеческого бытия, ярко выраженный интерес к социальной действительности.
Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная социализация ребёнка.