Анастасия Пырьева
Воспитательный потенциал мультфильмов
▼ Скачать + Заказать документы
Современная реальность такова, что на воспитание и образование детей оказывают огромное влияние современные информационные технологии: телевидение, интернет, разнообразные гаджеты. Данная тема достаточно обширна, но сегодня мы коснемся одного из ее аспектов: влияние мультфильмов на психологическое развитие детей.
Через истории, представленные в сюжетах мультфильмов, ребенок впитывает модели поведения, отношения, ценности. Ребенок сам не может определить хороший или плохой этот мультфильм. Таким образом, перед нами, педагогами, стоит задача использовать мультфильмы в образовательном процессе так, чтобы они не только не причинили вреда ребенку, но и способствовали его гармоничному развитию.
Публикация «Воспитательный потенциал мультфильмов» размещена в разделах
Прежде всего, нам необходимо понять, какая основная идея осядет в сознании ребенка после просмотра того или иного мультфильма. Возьмем негативный пример – мультфильм «Том и Джерри». На чем основан сюжет этого мультфильма? Мышь всячески издевается над котом, а кот – над мышью. В мультфильме иллюстрируется, что причинение боли – это смешно и весело. Этому ли мы хотим научить наших воспитанников? Или мультфильм «Фабрика монстров», само название которого не предвещает ничего полезного и развивающего для маленького зрителя?
Таким образом, необходимо самому посмотреть мультфильм и решить, стоит ли показывать его детям. Приведем критерии, по которым мы можем однозначно решить, что этот мультфильм вреден детям :
-Персонажи мультфильма безобразны, у них искаженные лица, грубо нарушены пропорции тела;
-В сюжете присутствуют элементы насилия, жестокости. Особенно плохо, если такие действия навязчиво выдаются как смешные или героические;
-Персонажи неэтично относятся друг к другу: оскорбляют, обманывают, предают;
-В названиях или диалогах присутствуют оскорбительные и унизительные выражения;
-Присутствует излишняя сексуальность: двусмысленные фразы и действия, подчеркнутые половые признаки (пышная грудь, откровенные наряды, округлые бедра);
-Примитивность сюжета (в представленной истории отсутствует основная мысль, завязка и развязка сюжета).
Помимо этого, необходимо ясно осознавать, для развития и воспитания каких качеств полезен даже самый хороший мультфильм. Чтобы не заблудиться в этом ярком океане мультфильмов, я предлагаю опорную схему анализа мультфильмов. Для того, чтобы понять суть мультфильма, проанализируйте следующие пункты.
1. Краткое содержание. Ответьте обобщенно и кратко, о чем этот мультфильм. Так вы можете исключить бессюжетные мультфильмы или мультфильмы с сомнительным сюжетом. Например, «Том и Джерри» о том, что кот обижает мышь, а она обижает кота. А мультфильм «Гадкий утенок» рассказывает о том, что даже некрасивый и непривлекательный ребенок может оказаться прекрасным лебедем, и никого обижать нельзя, даже если человек внешне нам не нравится.
2. Цель и задачи. Организовывая занятие или игру, мы обязательно обозначаем их цель и задачи. Проанализируйте, какую цель можно достигнуть и какие задачи – решить, показав детям данный мультфильм, будь то эмоциональное и эстетическое воспитание, развитие ответственного отношения к делу, воспитание уважения к старшим и т. д. Если вы смогли выделить их, то вам не составит труда органично вплести показ мультфильма в образовательный процесс.
3. Возраст детей. Определите, для какого возраста актуален данный мультфильм. Так, в мультфильме могут использоваться понятия, которые незнакомы детям данного возрасте, проблемы представленные в мультфильме для них еще не актуальны. Например, нет необходимости показывать младшим дошкольникам мультфильмы о необходимости прилежно учиться в школе.
4. Чтобы закрепить полученные знания, идеи и ценности, представленные в мультфильме, составьте список вопросов, которые вы зададите детям после просмотра мультфильма : «Как поступил главный персонаж?», «Что из этого вышло и почему?», «Кто помог этому персонажу?», «Как ему следовало поступить иначе?» Составьте вопросы, которые помогут перенести уроки, преподнесенные в мультфильме, в жизнь самих детей: «А случались ли с вами похожие случаи?», «Как вы себя вели, когда с вами случалась что-то похожее?»
5. Для более глубокого усвоения, полезно организовать игру по мотивам мультфильма. Посмотрев мультфильм «Цветик-семицветик», дети понимают, что надо ответственно относиться к своим желаниям, понимать последствия решений. После просмотра мультфильма можно предложить ребятам изобразить волшебный цветок и придумать желания по количеству лепестков. Дети должны проанализировать, насколько важное это желание, какие последствия будут, если оно исполнится.
Как я уже сказала выше, количество отечественных и зарубежных мультфильмов очень и очень велико. В связи с этим, целесообразно составлять свой собственный каталог мультфильмов, которые, по вашему мнению, способствуют гармоничному развитию детей.