Алина Гадельшина
Развиваем коммуникативный потенциал ребенка с выраженной формой депривации
▼ Скачать + Заказать документы
Детское общение – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищества, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми. Особую значимость приобретает общение со сверстниками для тех детей, которые растут единственными в семье. В общении со сверстниками он получает богатейшую возможность приобретения опыта, созвучного его стремлениям и интересам.
Публикация «Развиваем коммуникативный потенциал ребенка с выраженной формой депривации» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Нельзя не учитывать, что ребенок воспитывается в различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у ребенка есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться. А постоянно меняющие ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.
С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе. И это очень важно.
Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.
Общение детей наполняется особым содержанием тогда, когда их объединяет интересная, насыщенная событиями жизнь. В детском саду имеются для этого все условия.
Даже простой разговор имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение. Видя отношение к тому, о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо и что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.
А как важны детские высказывания! В них – источник изучения ребенка, уровня его интеллектуального и нравственного развития, его интересов и потребностей. По детским высказываниям нетрудно судить о семье, где растет ребенок, чему там учат его, каково его место в коллективе, каковы его взаимоотношения с сверстниками и взрослыми, их представления о нравственных ценностях, об их отношении к труду, к окружающим людям. Многие тайники внутреннего мира ребенка предстает как на ладони.
Важно ребенка заставить поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. Одновременная работа родителей и воспитателей по воспитанию ребенка совместной деятельности в коллективе, взаимопомощи и аккуратному отношению к вещам. Вскоре дети по собственному побуждению будут стараться делать хорошие поступки, чтобы заслужить похвалу взрослых. Будет лучше хвалить ребенка громко и публично, в этом случае влияние одобрения будет иметь больший эффект в формирование у него веры в себя, создастся желание стать лучше и одновременно вызываем у других детей положительное отношение к нему.
Главное при проступках ребенка необходимо правильно понять мотивы детского поступка и найти правильное решение в сложной ситуации.
Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливал опыт саморегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективизма.
Огромную роль в развитие коммуникативных навыков играет посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков.