Алёна Макейкина
Воспитательное занятие «Каша — мать наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
расширение представлений детей о крупяных культурах, их полезных свойствах, о том, что каша – лучшее блюдо для детей, наиболее подходящее для завтрака.
Ход занятия
I. Рассказ учителя о кашах.
Крупы получают из зерна различных культур: из проса – пшено, из гречихи – ядрицу, продел, из риса – рис шлифованный, дробленый, из овса – овсяную крупу, из ячменя – перловую и ячневую.
Публикация «Воспитательное занятие „Каша — мать наша“» размещена в разделах
Основная задача, которая ставится при переработке зерна в крупу, - наиболее полное удаление покровов зерна. Зерно очищают от примесей, отделяют наружные оболочки, шлифуют и полируют. Большинство круп содержит белок, в котором недостаточно такой важной аминокислоты, как мизин, а в молоке его избыток. Поэтому сочетание круп и молока, с точки зрения рационального питания, весьма удачно. Но молочные каши – очень калорийная пища, способствующая излишней полноте, и каша, правильно сваренная на воде, может быть не менее вкусной.
Какие же каши наиболее полезны?
Считается, что для детей и взрослых самые полезные каши – гречневая и овсяная. Они наиболее богаты белком (12 – 13%, который близок к белку животных продуктов В этих крупах есть собственные высокоценные растительные жиры: 3,3%, в гречневой и 6,9% в овсяной. В гречке железа вдвое больше, чем в других крупах. Обычно порция гречневой или геркулесовой каши (250-300 гр.) удовлетворяет 10-15% потребностей в большинстве ценных пищевых веществ. Как овсяная, так и гречневая крупа входят в состав детских молочных смесей и большинстве медицинских диет. К тому же геркулесовая каша не очень калорийна - в ней мало крахмала.
Хотя рисовая и особенно манная каши по большинству этих показателей уступают гречневой и овсяной, они обладают своими достоинствами. Манную рекомендуют, когда организму требуется поменьше клетчатки, рисовую - когда нужно побольше крахмала. Но все каши: и упомянутые, и пшенная, и перловая, и другие – по-своему вкусны и питательны.
Когда человек начал есть кашу?
Каша является древнейшим кушаньем, появившимся у тех народов, где распространялось земледелие. Для приготовления каши пригодны плоды всех злаковых растений, известных человеку.
Любопытно, что первоначально крупу не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. Использование огня лишь облегчило и ускорило этот процесс.
Зерна многих растений: риса, гречихи, ячменя, пшеницы – имели твёрдую одеревеневшую оболочку, которую организм не усваивает. На Руси для их очистки и изготовления крупы использовали ступы. Удары массивного песта хорошо отбивали шелуху, освобождая сердцевину зерна.
С помощью специальных машин из ячменя стали изготавливать не только ячневую крупу, но и перловую – полностью очищенные от шелухи зёрна. Получались красивые белые с жемчужным переливом зерна. Название этой крупы и происходит от лат. «перлум» - жемчужина.
С глубокой древности известна и гречиха. Её зёрна служат основой для изготовления гречневой крупы – ядрицы.
Археологи находят зёрна гречки и ячменя в самых древних культурных слоях.
II. Конкурс «Объяснялки».
Детям предлагается объяснить смысл пословиц.
• Щи да каша – пища наша.
• Кашу маслом не испортишь.
• Семейная каша гуще кипит.
• Как заварил кашу, так и расхлёбывай.
• Разговорами каши не сваришь.
• Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
• Без каши обед не обед.
• Воду жалеть – и каши не сварить.
• Не поесть кашки из пустой чашки.
• Хороша кашка, да мала чашка.
III. Викторина «Откуда каша на стол пришла».
1. Из крупы какой культуры варят пшенную кашу? (Просо.)
2. Из крупы какой культуры варят перловую кашу? (Ячмень.)
3. Из крупы какой культуры варят манную кашу? (Пшеница.)
4. Из какой крупы делают хлопья «Геркулес»? (Овес.)
5. Какие блюда можно приготовить из риса? (Кашу, плов, кутью и т. д.)
6. Какая каша самая полезная? (Гречневая.)
7. Из какой крупы делается «гурьевская каша»? (Из манки.)
8. С какой крупы обычно варят тыквенную кашу? (С пшеном и рисом.)
IV. Игра «Сварим кашу».
Ведущий: Если печка, то …
Дети: Печёт.
Ведущий: Если сечка, то … (сечёт).
Ну, а гречка? То … (гречёт)
Ведущий: Вот и нет, она растёт.
Если гречку собрать
И в горшок положить,
Если гречку водою из речки залить,
А потом, а потом
Долго в печке варить,
То получится каша, любимая каша.
Дети имитируют движениями слова стихотворения. По желанию можно менять название крупы.
V. Загадки.
1. Отгадай загадку нашу
Не испортишь маслом … (кашу).
2. Любимая и желанная
Всем детям каша … (манная).
3. Всем детям рост обеспечивает,
Полезная каша … (гречневая).
4. Не спеша пережевываем
Желтую кашу … (пшенную).
5. За обе щеки уписываем
Белую кашу … (рисовую).
6. Силы дает и вес
Богатырь … (геркулес).
7. Я бегом бегу в столовую,
Кашу я люблю … (перловую).
8. Завтрак мы заканчиваем
Кашей вкусной … (ячневой).
9. Ложки дружно облизали
И спасибо всем … (сказали).
VI. Подведение итогов.