Елена Леонова
Конспект воспитательного мероприятия для 9 класса «Патриотизм. Родина. Гражданин»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,
«быть патриотом».
Задачи: - развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать
выводы, отстаивать свою точку зрения;
- учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской
деятельности;
- воспитывать любовь к Родине, Отечеству;
- развивать творческие способности учащихся;
Публикация «Конспект воспитательного мероприятия для 9 класса „Патриотизм, Родина, Гражданин“» размещена в разделах
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Подготовительная работа: составление вопросов для обсуждения; проведение анкетирования; подбор цитат по теме; написание сочинения “С чего начинается Родина”; подготовка презентации по теме.
Ход занятия.
I. Вводная часть. (слайд 1)
Восп : Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью занятия “ Необходимо ли патриотическое воспитание?”.
На экране представлены ЦИТАТЫ выдающихся людей. Вот их мнения на патриотизм : (слайд 2)
• «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.» Виссарион Белинский. (литературный критик)
• «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами». Томас Маколей. (британский государственный деятель, историк)
• “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”. Владимир Путин
Восп : Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
II. Основная часть.
И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:
- Что такое патриотизм? (слайд 3)
- Что такое Родина?
- Кого можно назвать гражданином?
-Ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом подходит для описания Патриотизма (распечатки)
“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.
(слайд 4) На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д. Н. Ушаков.
(слайд 5) Гражданин, кто это? (распечатки)
«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Восп : - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране) :
• Патриотизм
• Боль за родную природу, землю
• Высокая нравственность (что такое нравственность?-это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Его внутренние духовные качества человека.)
• Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Восп : Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом?
Итоги анкетирования: (слайд 6) Нами было проведено анкетирование среди учащихся 9 классов. Вот какие результаты мы получили:
- 100% детей нашего класса готовы посвятить свою жизнь процветанию России, гордятся своей национальностью, не желают уезжать из страны
-90% считают себя патриотами. (Диаграмма)
Вопросы анкеты:
• Считаете ли вы себя патриотом?.
• Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?.
• Хотели ли бы вы уехать из России? Почему?.
• Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?.
• Вы за или против службы в армии?.
• Нужно ли патриотическое воспитание в школе?.
• Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?.
• Есть ли пример для подражания? Кто? ….
Восп : Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?
Работа с текстом.
Восп : В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
Восп : Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.
А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки) (слайд 7)
“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.
Игра «Символы РФ»
Восп : Ребята, самое время проверить, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.
Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.
(слайд 8)
1. Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)
• Восп : Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.
(слайд 9)
2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.
• Восп : Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.
Подумайте, где помещают и где мы можем увидеть изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)
3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ? (СЛАЙД)
• Восп : Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.
4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций). (слайд 10)
• Восп : Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.
Восп : Когда поднимается флаг РФ?
• -Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину.
• -Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов.
• -Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.
5. Как называли первые флаги?
• Восп : Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания о флагах появились у китайцев, индийцев и римлян до н. э.
6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел? (слайд 11)
• Восп : Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.
Итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.
Восп : Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…
- Вы согласны с этим, ребята?
На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян. ( ответы детей: Вов, Чернобыльская АЭС, участие в горячих точках)
-Люди с активной гражданской позицией проводят митинги, пикеты, мирные шествия, собрания, идут в Администрацию города, области, пишут открытые письма в газеты, выкладывают обращения в соцсетях, участвуют в выборах)
(слайды 12-23)
Восп : Гражданские качества человека проявляются в его поступках. И если вы считаете себя гражданином, то может быть, вспомните свой поступок. Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Восп : Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение поэта Б. Котневского
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то, Она сегодня - мы.
У каждого дорога Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Восп : Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках, надеюсь, что в ваших. Итак, мы с вами попытались дать определение кто такой гражданин, патриот и родина. (Дети дают определения)
Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми. (слайд 24)