любовь тиманова
Воспитательная сила игры
▼ Скачать +Заказ
Воспитательная сила игры
Тиманова Любовь Викторовна
г. Кстово, Нижегородская область.
МБДОУ д/с №24
Стаж работы: 34 года.
Категория: Высшая.
В статье представлены методы и приёмы обогащения игрового опыта детей дошкольного возраста; Советы по созданию предметно-игровой среды в группах МДОУ, раскрыта воспитательная сила игры.
Игра –путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны
призваны изменить.
М. Горький
Все дети любят разнообразные игры.
Публикация «Воспитательная сила игры» размещена в разделах
Играют в детстве и порой в юности. Игры переходят из поколения в поколение, а порой дети сами их придумывают.
Игр на свете так много, что не каждый человек в состоянии запомнить хотя бы десятую их часть. А изучение игр может составить само по себе немалую, особую ветвь для познания человека с детства.
На самом деле игры настолько занимательные и увлекательные, что раз сыграв в них, навсегда заразитесь ими и станете их поклонниками.
Взрослые, не стесняйтесь играть со своими детьми в игры! Не потому, что просто вспомнить детство, а для общего удовольствия. К тому же в совместной игре с взрослым ребёнок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, использовать игрушки, учится завершать игру. Важно чтобы дети увлечённо действовали с игрушками, чтобы игра доставила им радость.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра-это искра, зажигательный огонёк пытливости и любознательности.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучению их различным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В современной педагогике фундамент теории игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких учё ных как: Е. А. Флёрина, Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Р. Я. Лехтман – Абрамович, Ф. И. Фрадкиной, Н. М. Аскариной,
А. П. Усовой.
Учёные Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, В. Б. Эльконин, А. В. Запорожец считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путём автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Нужно заметить, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности.
Оказывается, если мы - воспитатели не учитываем активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.
Основным источником, питающим игру, является реальный опыт и самые разнообразные знания об окружающем.
Дошкольники получают информацию не только в детском саду. В этом возрасте все они довольно любознательны, наблюдательны, их многое интересует. Ребята запоминают и усваивают большой объём сведений от взрослых, от старших братьев и сестёр, из телепередач, из того, что видят на улице. Естественно всё они стремятся перенести в игру.
Дома Артём узнал о спасателях. Это героические люди, сильные духом, здоровьем они совершают подвиги ежедневно и, придя в детский сад, стал играть. Привязал к поясу деревянный «руль»- спасательный круг, бегает по группе, размахивая руками, как будто плывёт. Подбежал к воспитателю, сообщил о том, что он придёт на помощь всем, кто терпит бедствие на воде. Так впечатление о фильме про спасателей нашли отражение в игре мальчика.
Стоит отметить, что игровой опыт дошкольников обогащают обучающие игры. В детском саду, мы воспитатели проводим их одновременно со всеми детьми или большинством. С подгруппой детей или индивидуально с одним ребёнком. Обучающие игры помогают совершенствовать ролевые способы поведения. Большую помощь в этом оказывают, прежде всего, игры-драматизации. В них обычно разыгрываются несложные представления на литературные сюжеты, и дети, стараясь лучше исполнить взятую на себя роль, используют выразительные средства - интонацию, мимику, жесты. Игры - драматургии расширяют сюжетные линии самостоятельных игр.
В них можно продемонстрировать образы взаимодействия героев, их отношений. Приобретённые во время игр знания, умения дети творчески переносят в сюжетно-ролевые игры.
Особый характер приобретает замысел в играх драмациациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражания событиям жизни. Требуется хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения.
Игры-драматизации помогают детям глубже понять идею книги, почувствовать её художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят лишь отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в неё изменения, используя при этом свой жизненный опыт.
У 6-7 летних детей игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом заключается сложность и новизна игры-драматизации. Она является как бы переходом к драматическому искусству, разумеется, ещё в зачаточной форме. Ребята стараются глубже передать образ героя и показать своё отношение к нему. Иногда дети поражают нас воспитателей выразительностью мимики, жеста и слов. Например, сказка - *Двенадцать месяцев*. Дети легко сами распределяют роли, они хорошо понимают идею сказки, самостоятельно находят средства для её выражения и подбирают декорации, костюмы.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретённых знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребёнка. Кроме того в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.
Войти в игровую роль помогают и подвижные игры с сюжетным содержанием, такие как:
«У медведя во бору», «Котята и гусята» и др.
Кроме коллективных форм передачи игрового опыта, необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми.
Игровой опыт каждого ребёнка совершенствуется в совместных с воспитателем играх.
Однако часто и подолгу взрослому играть с детьми не нужно, так как, приобретя определённые игровые навыки, ребята стремятся к самостоятельности.
Требования к организации совместных игр воспитателя с детьми всегда одинаковые. Воспитатель передаёт игровой опыт незаметно, выступая в роли товарища по игре. Если он берёт на себя какую-то роль, то должен исполнить её с достоверной выразительностью. При этом он использует характерные движения, мимику, интонацию речи.
Игровой опыт в дошкольном возрасте дети приобретают не только в совместных играх с воспитателем, но и при наблюдении за другими детьми, а также в играх со своими сверстниками.
Совместная игра возникает тогда, когда педагог правильно организует предметно-игровую среду, постепенно усложняет и активизирует обучение детей.
Подвести к самостоятельному и творческому применению жизненного и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором замысла и роли, перед необходимостью решать игровые задачи, творчески воспроизводить те или иные стороны действительности. Создавая их силами воспитателя, подталкиваем детей к творческим поискам, что мобилизует их знания, полученные из разных источников.
Ситуации можно создать с помощью игрового материала. Наряду с игрушками дети с удовольствием используют предметы-заместители, включают в игры воображаемые предметы, проявляя выдумку, фантазию.
Нам - Воспитателям необходимо просто найти удобное место для хранения предметов-заместителей, их можно держать в коробке, на полк, в шкафу. Но их должно быть достаточное количество, как в группе, так и на участке.
Мебель, игровой материал, разные предметы дети с удовольствием используют в качестве заместителей. Коробку от игрушек превращают в корабль, ракету и т. д. Обручи, кубики используют вместо озёр, камней, строят через реки мосты, перебираются через реки с помощью массажных ковриков, превращая их в маленькие островки. Мы - воспитатели, наблюдая за играющими детьми, оберегаем детскую самостоятельность.
Но в случае необходимости обращаемся к детям, направляя их на поиски новой роли, на постановку новых игровых задач.
Создание предметной игровой среды требует от воспитателя специальной заботы. Если дети знакомились с трудом строителей, то в их распоряжении должны быть игрушки, тематически связанные с конкретными трудовыми операциями, подъёмные краны, грузовики для перевозки кирпичей, вёдра, кисти, молотки и т. д.
Иногда Мы - воспитатели совершаем ошибки, когда стремимся в игровых участиях сохранить порядок, но это ведёт к заорганизованности детской игры вместо её организации.
Есть и другая опасность: Неумелые тематические игровые уголки, стандартное предметно-игровое развёртывание темы тормозит развитие творческой инициативы детей, поиск ими новых игровых целей, способа и средств их воплощения.
Игра должна быть творческой, и помехи на пути детского творчества в игре
следует устранять. Нужно постепенно обогащать игровую среду, помня о связи её содержания с содержанием знаний, полученных ребёнком на занятиях и при ознакомлении с окружающей жизнью.
При том нужно разумно сочетать реалистичные игрушки с условными, представляющими собой обобщённый образ. Первые помогают детям отражать в игре труд людей, их взаимоотношение, вторые открывают простор для фантазии, самостоятельное творчество в развитии сюжета игры. В игре старшие дошкольники могут придать любому предмету (стул, подушка, надувное бревно, камушки и т. д.) игровой смысл, и тогда тот предмет выполнит отведённые ему функции при развёртывании сюжета игры и ролевом взаимодействии детей в воображаемой, игровой ситуации.
В группах и на участках детского сада необходимо иметь достаточное количество разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению для самостоятельных сюжетно ролевых игр. Вместе с многофункциональными предметами (кубы, бруски, цилиндры, разными по размеру, форме, материалу, детям нужны обычные игрушки и игровая атрибутика. Нужны и готовые игрушки, и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Игрушки могут быть различными по тематике: (куклы, бытовая техника, средства труда, транспорт, различная детская и игрушечная мебель) и по степени обобщённости их общего решения. Это игрушки детализированные, приближённые к своим реальным прототипам (кукла с набором одежды, игрушечные орудия труда и оборудование, посуда, модель-копия микроволновой машины, игрушки условные, в которых имеется какая либо своя черта предмета (плита с яркими переключателями) или только обозначена образность (комната, складная коробка с окном).
Умелая организация предметно-игровой среды предполагает учёт стойких игровых интересов детей. Поэтому мы - Воспитатели должны обеспечить те игровые уголки, в том числе и на тему определённой игры, которые созданы по инициативе ребят, с их участием и служат дальнейшему развитию игровой инициативы.
В совместную игру дошкольники вступают, имея каждый сложившиеся отношения с окружающими людьми, сверстниками.
Разный уровень воспитанности, жизненного и игрового опыта, делает иногда трудным выбор игры, согласованные замыслов, подбор игрушек, распределение ролей и т. д. На этом фоне могут возникнуть конфликты при совместной игре или в процессе реализации её сюжета.
В этом случае: мы воспитатели
Сталкиваемся с реальными взаимоотношениями, негативные проявления мы снимаем путём организации здоровой в нравственном плане жизни детского коллектива. Мы помогаем детям улучшение, реальное взаимоотношения детей, исполняющих общепринятые нормы и правила поведения, которые непосредственно вводим в игру.
Знание игры оценивается по тому влиянию, которое она оказывает на духовный мир ребёнка. Это выражается, например, в том, что у детей возрастает интерес к труду взрослых. Это проявляется в увеличении числа вопросов в течение дня к нам - воспитателям. Часть ребят начинает увлекаться трудом на огороде. Заметными становятся успехи тех, кто увлечён художественным рисованием, лепкой, плетением и т. д.
В обучении детей с родителями и сотрудниками детского сада проявляется нравственные порывы – радовать своим трудом, быть послушным старшим в труде, оказывать помощь малышам. Ребята высказывают желание быть художниками, строителями, моряками, учителями. Их цели и мечты реально связанные с любовью к родному городу, краю, уважением к его людям.
У ребят дошкольников насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые роли. К этим ролям проявляется особая симпатия, внутреннее стремление стать тем, кого они воплощают в игровом образе.
В играх приходит опыт понимания общественной жизни. Образ взрослого теперь им понятен ближе. В игре каждый ребёнок само утверждается как личность. Складывается та нравственная основа, с которой ребёнок живёт в игре и на которую начинает опираться в своей повседневной жизни.
В этом воспитательная сила игры. Но успех достигается только при условии правильно организованного педагогического воздействия, предусматривающего комплексным, подход на всех этапах формирования игр, начиная с раннего младшего дошкольного возраста.
Список Литературы:
1. «Игра дошкольника: Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др. Под редакцией С. Л. Новосёловой – М. Просвещение 1989. (Библиотека воспитателю детского сада) ISBN 5-09-001125-7.
Издательство «Просвещение 1989г.»
2. Д/в №5 1998г. В. Давыдов «Деятельность ребёнка должна быть желанной и радостной»
3. Д/в №11 2000г. М. Румова, Н. Мещерякова, И. Бурба «Примерные комплексы игр и упражнений для занятий по физической культуре».
4. Д/в №2 1992г. М. Маханёва «Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка».