светлана пастухова
«Вода — источник жизни». Воспитание экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Интеграция образовательных областей:
- «социально-коммуникативное развитие»;
- «познавательное развитие»;
- «речевое развитие»;
- «физическое развитие».
Задачи образовательных областей:
- сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот.
Публикация «„Вода — источник жизни“, Воспитание экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
- сформировать у детей экологические знания, культуру и бережное отношение к природе.
- сформировать у детей желание рационального и бережного отношения к воде.
- способствовать формированию представлений о простейших связях между явлениями в природе.
- активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека.
- активизировать умственные способности детей.
- дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года.
- создать условия для проведения практических опытов с водой.
- формировать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
- учить высказывать свою точку зрения формировать умение решать спорные вопросы.
Методическое пособие разработано в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Прогрессирующему ухудшению здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.
В ходе своей работы я столкнулась с тем, что у многих детей отсутствует представление о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде. К тому же вода – не только природный ресурс.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И свою задачу я вижу в том, чтобы не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, я имею в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала. Игровые ситуации строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающиеся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели.
По окончанию работы по методическому пособию предполагаются следующие результаты:
для детей:
- повышается уровень мотивации к образовательной деятельности;
- дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям;
- развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни;
- у детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года;
- дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу;
- дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде;
- дети знают свойства воды;
для родителей:
- повышается родительская компетентность в вопросах детского экспериментирования в домашних условиях;
- укрепляется связь между ДОО и семьёй;
для педагогов:
- повышается знания по формированию элементарных экологических представлений;
- формируется эмоционально – положительное отношение к природе;
- развивается бережное и ответственное отношение к окружающей природе.
Успех работы обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- создание экспериментального уголка в группе;
- готовность педагога к осуществлению экологического образования детей;
- личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе совместной работы;
- активное участие родителей в различных видах деятельности.
- создать условия для самостоятельной деятельности детей.