Токмачева Нина
Воспитание взвешенного, осознанного отношения к рекламе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
.
Современные реалии таковы, что мы живем в социуме, который можно с уверенностью назвать «обществом потребления», одним из признаков которого выступает реклама, ставшая частью повседневной культуры.
Основная задача рекламы состоит в том, чтобы создавать в умах покупателей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемое.
Публикация «Воспитание взвешенного, осознанного отношения к рекламе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети – идеальная аудитория для рекламодателей. Реклама воздействует на психику ребенка, навязывает ему несуществующие потребности, влияет на формирование вкусов.
Сейчас на детскую аудиторию ориентированы рекламные коммуникации большого количества разных категорий товаров.
Наиболее эффективным с точки зрения восприятия для детей является телереклама. Ее основным преимуществом является воздействие на несколько каналов понимания окружающего мира: картинка – на зрение, текст диктора и музыка — на слух. Красочные и музыкальные рекламные ролики имеют «убаюкивающий эффект». Пассивность восприятия носит негативный характер: реклама откладывается в подсознании, и при принятии решения о покупке «всплывает» в сознании потребителя. Влияние рекламы на покупательское поведение означает ее влияние на принятие потребителем решения о покупке. Дети особенно подвержены такому эффекту.
Малыш может увидеть рекламу не только на ТВ, но и на билбордах на улице, печатную рекламу в журналах и газетах, или даже при простом походе с мамой в магазин. Поэтому считаем, что необходимость воспитания взвешенного, осознанного отношения к рекламе у детей дошкольного возраста является актуальной и требует системного подхода к решению проблемы.
Вопрос воздействия рекламы на социально – психологическое становление детей стоит на стыке нескольких направлений в педагогике. Так, кандидат педагогических наук Левицкая А. А. утверждает, что реклама – это инструмент медиаобразования – одного из новых педагогических разделов, направленных на изучение детьми закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее и последствия воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации.
Так же воспитание осознанного отношения к рекламе современные программы дошкольного образования включают в раздел формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста и предполагают развитие у воспитанников рационального оценивания способов и средств выполнения желаний, корректировку собственных потребности, выстраивая их иерархию и временную перспективу реализации.
В этом учебном году формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников является одной из приоритетных задач нашего ДОУ. Мы изучили различные технологии и парциальные программы по экономическому воспитанию детей, в частности вопросы изучение особенностей восприятия рекламы детьми дошкольного возраста, рекомендованные нам Белгородским и Старооскольским институтами развития образования, методики А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику», М. М. Ворониной «Школа юного экономиста», Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников» и др.
Образовательная деятельность по воспитанию взвешенного, осознанного отношения к рекламе у детей дошкольного возраста ведется в нашем ДОУ в нескольких направлениях:
- совместная партнерская деятельность педагога и дошкольников;
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- работа с родителями.
Совместная партнерская деятельность педагога и дошкольников проходит в форме организации ситуаций общения, бесед и разговоров с детьми на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама по телевизору», «Можно ли верить рекламе», участие в викторинах («О какой сказке идет речь?», по мотивам известных детям сказок с целью обнаружить в них присутствие рекламы, отгадывание загадок «Как важно быть финансово грамотным», а также вовлечение детей в игровую деятельность: включение воспитанников в сюжетно-ролевые игры («Открытие кафе», «Салон красоты», режиссерские игры, игры – драматизации и др.
Свободная самостоятельная деятельность детей, направленная на воспитание взвешенного, осознанного отношения к рекламе, включает в себя самостоятельную работу дошкольников в центрах активности ( работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине», организация конкурсов рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…», плакатов «Моя любимая игрушка» и т. д.) и художественно-эстетическую деятельность ( рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама», «Спецэффекты в рекламе», «Реклама : правда и вымысел», «Реклама в магазине», настольно – печатные игры (тематические пазлы, занимательные и дидактические задания).
Работа с родителями направлена на педагогическую поддержку и педагогическое образование, включает в себя анкетирование, беседы, составление памяток и буклетов на темы: «Смотрим рекламу правильно», «Правда или вымысел», а так же ознакомление с различными упражнениями, которые помогут ребенку и родителям найти общий язык относительно покупки рекламируемых товаров. Эти упражнения направлены на развитие аргументированного и обоснованного критического взгляда на рекламу.
Так, мы рекомендуем родителям провести сравнение товара в жизни и реальности, если ребенку очень понравился один рекламный ролик.
В магазине (или дома) можно сравнить его размеры, внешний вид, характеристики и возможностей. Это позволит ребенку сопоставить реальность и рекламу на конкретных примерах.
Особенно это упражнение будет эффективно в случае рекламы детских товаров и игрушек: как правило, они показываются действующими самостоятельно, разговаривающими или танцующими. Если мифологический образ разрушится, ребенок может потерять интерес к предмету рекламы.
Так же рекомендуем родителям познакомить дошколят с различными рекламными трюками :
• «Игрушку показывают крупным планом, одну, а не в руке ребенка, так что она кажется больше, чем в реальности – рассмотрите игрушку в магазине и сравните ее настоящий размер с тем, что вы ожидали после просмотра рекламы;
• В рекламе показывают несколько игрушек вместе или дополнительных элементов так, что может показаться, что все они продаются в комплекте, хотя на самом деле это не так – внимательно изучите упаковку и перечень содержимого, обращайте внимание на надпись или закадровый голос, предупреждающий, что все элементы продаются отдельно;
• В рекламе демонстрируют, как работает игрушка, но пропускают «скучные» моменты (например, показано, как быстро едет машина на пульте управления, однако, не то, что перед этим нужно зарядить аккумулятор и установить батарейки) – попробуйте, как работает игрушка в магазине или у знакомых, прочтите инструкцию и т. д.
Мы еще в начале пути, но осознаем значимость и актуальность образовательной деятельности по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников, в частности, воспитания взвешенного, осознанного отношения к рекламе, поэтому будем продолжать образовательную работу в этом направлении, что отвечает современным запросам общества и способствует вхождению детей в социально-экономическую жизнь.