Юлия Воронцова
Воспитание взаимопомощи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ВЗАИМОПОМОЩИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитание в детстве также прочно,
как гравировка на камне.
Детство ребёнка в дошкольном образовательном учреждения (ДОУ) — это значимая фаза его становления как личности в сфере созданного эмоционального комфорта. Здесь у воспитанника формируются позитивные связи со сверстниками, закладывается база активного взаимодействия с другими детьми через дипломатию (учёт заинтересованности детей и взрослых, признание посторонних успехов, сопереживание чужим победам и неудачам, соразмерность выражения своих чувств). Вследствие этого для ребёнка в ДОУ необходимо наличие позитивного эмоционального фона при полном отсутствии его психологической и физиологической напряжённости.
Публикация «Воспитание взаимопомощи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Очень многое базируется на эмоциональном состоянии воспитанника ДОУ, его личностно-возрастных особенностях взаимодействия с коллективом детей, умении общения и оказании взаимопомощи.
Взаимопомощь или сотрудничество — это одна из причин эволюции человеческого общества, способствующая групповой сплоченности нации [1].
Взаимопомощь воспитанников ДОУ — это взаимодействие детей, при котором действия одного ребёнка направлены на поддержание и облегчение действия другого, и наоборот [2, с. 70]. Это поведение связано с моральными основами общества и ориентировано на совместную деятельность детей в матрице передачи национального исторического опыта.
Данное многомерное психологическое образование не возникает на пустом месте. Его надо формировать, начиная с ДОУ как проявление заботы о другом человеке, выработке личностных стабильных связей на основе духовной близости, уважения, симпатии, готовности дошкольника к оказанию взаимопомощи.
Установление хороших дружеских отношений помогает адаптироваться дошкольнику младшей группы в условиях ДОУ. Именно благожелательные взаимоотношения с учётом возрастных и личностных уникальностей развития позволяют воспитанникам играть в группах, осуществлять чем-либо взаимообмен, сопереживать друзьям, заботиться о товарищах.
Детство ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является важной вехой его становления человеком в области созданного эмоционального комфорта. Здесь ученик формирует позитивные отношения со сверстниками, закладывает основу для активного взаимодействия с другими детьми посредством дипломатии (с учетом интересов детей и взрослых, признания успехов других, сочувствия к чужим победам и неудачам, адекватности выражения своих чувств). В результате ребенок в детском саду нуждается в положительном эмоциональном фоне, если у него нет психологической и физиологической задачи.
Многое зависит от эмоционального состояния дошкольника, его личных и возрастных особенностей взаимодействия с детским коллективом, умения общаться и оказывать взаимопомощь.
Взаимопомощь или сотрудничество-одна из причин эволюции человеческого общества, которая способствует сплоченности нации [1].
Взаимопомощь дошкольников-это взаимодействие детей, при котором действия одного ребенка направлены на поддержку и содействие действиям другого, и наоборот [2, стр. 70]. Такое поведение связано с моральными основами общества и фокусируется на общей деятельности детей в матрице передачи Национального исторического опыта.
Это многомерное психологическое образование не возникает в пустом месте. Он должен формироваться из раннего образования как проявление заботы о другом человеке и развития личных, стабильных отношений, основанных на духовной близости, уважении, симпатии и готовности дошкольника оказывать взаимопомощь.
Построение хороших дружеских отношений помогает дошкольнику младшей группы адаптироваться к условиям дошкольного образования. Доброжелательные отношения, учитывающие возраст и личную уникальность развития, позволяют учащимся играть в группах, что-то менять, сопереживать друзьям, заботиться о товарищах.
Детство ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является важной вехой его становления человеком в области созданного эмоционального комфорта. Здесь ученик формирует позитивные отношения со сверстниками, закладывает основу для активного взаимодействия с другими детьми посредством дипломатии (с учетом интересов детей и взрослых, признания успехов других, сочувствия к чужим победам и неудачам, адекватности выражения своих чувств). В результате ребенок в детском саду нуждается в положительном эмоциональном фоне, если у него нет психологической и физиологической задачи.
Многое зависит от эмоционального состояния дошкольника, его личных и возрастных особенностей взаимодействия с детским коллективом, умения общаться и оказывать взаимопомощь.
Взаимопомощь или сотрудничество-одна из причин эволюции человеческого общества, которая способствует сплоченности нации [1].
Взаимопомощь дошкольников-это взаимодействие детей, при котором действия одного ребенка направлены на поддержку и содействие действиям другого, и наоборот [2, стр. 70]. Такое поведение связано с моральными основами общества и фокусируется на общей деятельности детей в матрице передачи Национального исторического опыта.
Это многомерное психологическое образование не возникает в пустом месте. Он должен формироваться из раннего образования как проявление заботы о другом человеке и развития личных, стабильных отношений, основанных на духовной близости, уважении, симпатии и готовности дошкольника оказывать взаимопомощь.
Построение хороших дружеских отношений помогает дошкольнику младшей группы адаптироваться к условиям дошкольного образования. Доброжелательные отношения, учитывающие возраст и личную уникальность развития, позволяют учащимся играть в группах, что-то менять, сопереживать друзьям, заботиться о товарищах.
Цель работы — определение условий развития готовности воспитанников младшей группы ДОУ к взаимопомощи.
Для достижения этой цели следует формировать и развивать у детей элементарные представления о взаимопомощи, бескорыстие при оказании помощи, эмоциональное побуждение к позитивному содействию и взаимодействию с другими воспитанниками и взрослыми, используя различные виды занятий (рисование, лепка, уборка территории и прочее).
Компонентами готовности воспитанников младшей группы ДОУ к взаимопомощи являются :
1) когнитивность, включающая в себя представление ребёнка о взаимопомощи и методы её осуществления;
2) мотивация, которая отражает потребность воспитанника помочь другому человеку без мотива эгоистической направленности;
3) эмоции, способствующие проявлению ребёнком взаимопомощи другому человеку и сопереживании ему;
4) добровольная самостоятельная деятельность ребёнка по оказанию помощи другим.
Для решения задачи по развитию готовности дошкольника к взаимопомощи возможно сочетание различных методов, средств и форм воспитания.
Когнитивная и мотивационная составляющие готовности детей младшей группы ДОУ к взаимопомощи реализуются через тематические беседы с детьми и родителями, восприятие литературных произведений, сюжетно-ролевые игры.
С детьми и родителями мы проводили в группе ряд бесед: «Учимся помогать другим», «Взаимопомощь — это путь к дружбе», «Развитие положительных эмоций при взаимопомощи другим», «Почему надо помогать?».
Литературные художественные произведения являются педагогическим и психологическим средством нравственного воспитания ребёнка. Они способствуют формированию взаимопомощи, развитию детской фантазии, открывают возможности у дошкольника к развитию фантазии.
В ходе нашей работы мы используем произведения народного творчества и национальных писателей, в массиве которых заложены основы формирования и развития взаимопомощи. Например, в сказках:
1) «Гуси-лебеди» Маша оказывает помощь яблоньке, речке, печке;
2) «Лягушка-царевна» царевич Иван помогает соколихе, щуке, соколёнку;
3) «По щучьему веленью» Емеля помогает щуке.
Впоследствии происходит обратная поддержка героев сказок: яблонька, речка, печка помогали Маше; соколиха, щука, соколёнок — царевичу Ивану; щука — Емеле.
В книге Л. Н. Толстого «Пожар» мы читаем о мальчике Ване. Он оказал помощь своим родным, спасая их из пламени, возникшего от разожжённого сена трехлетней сестрёнкой Машей.
Рассказ Н. М. Артюховой «Бабушка и внук» учит уважать других, помогать им, не быть эгоистом, создавать хорошие взаимоотношения в семье.
Все прочитанные произведения мы разбираем с ребятами, просматривая сюжетную линию и их переживания героям художественного сочинения.
В результате наблюдений мы заметили, что одни воспитанники (41%) сопереживали героям сказок и рассказов, другие (42%) — выражали эмоциональное сочувствие персонажам, а третьи (17%) — проявляли побуждение к действию, предлагая выход из конкретной ситуации.
По данному направлению мы проводим различные мотивационные игры, в которых дети младшей группы ДОУ воплощают собственные представления об окружающем мире, конкретной ситуации. Воспитанники проявляют самостоятельность в выборе роли или партнёра по взаимной симпатии. В этом возрастном периоде игры усложняются за счет логического ряда событий. Игры принимают другой оттенок. Например, «К нам пришли гости», «Я помогаю товарищу», «Семейный праздник», «Мы с товарищем отправляемся в поход». В этих играх воспитателю следует подчеркнуть, что от деятельности каждого ребёнка зависит достижение конкретной цели игры.
Формирование эмоциональной составляющей готовности детей младшей группы ДОУ к взаимопомощи следует осуществлять через разъяснение видов эмоций и способах их выражения. Развитие этого компонента должно базироваться на способности ребёнка сопереживать и сочувствовать другим.
Самостоятельная деятельность ребёнка по оказанию помощи другим должна проходить на практике во время его пребывания в ДОУ. Здесь следует посоветовать воспитаннику оказать помощь другим в конкретном случае, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка, коллективистский подход, благожелательность и инициативность. Нужно помнить пословицу, что воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
В результате наблюдений мы заметили, что одни воспитанники (42%) младшей группы ДОУ осуществляли помощь товарищу коллективно под руководством воспитателя, вторые (45%) — оказывали поддержку другому человеку после устного напоминания педагога, а третьи (13%) — поддерживали сверстника самостоятельно.