Нина Петрова
Консультация для родителей «Воспитание внимания»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому из нас приходилось встречать людей и необычайно наблюдательных, и удивительно рассеянных. Наблюдательные замечают все: они видят и слышат даже то, что, казалось бы, их не касается. Они всегда в курсе того, что происходит, знают, что было, и осведомлены о том, что будет. Рассеянные же смотрят и как будто не видят, слушают и как будто не слышат. К таким людям лучше не обращаться с вопросом: они никогда ничего не знают.
Большинство же людей кое - что замечают, а кое - что пропускают.
В чем же дело? Почему так происходит? Как помочь ребенку не стать
" рассеянным с улицы Бассейной"?
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание внимания“» размещена в разделах
В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание. Внимание бывает трех видов : непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Непроизвольное внимание - самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражительность : внезапный звук, яркий предмет, любое движение. И. П. Павлов назвал этот вид внимания " Что такое?". Он носит явно адаптационный характер, помогая сориентироваться в окружающем пространстве.
Другой вид внимания - произвольное, когда человек специально сосредоточивается на чем - либо. Здесь главное - волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться. Маленьким детям это трудно, поэтому воспитатели часто повторяют " сигнальные " слова : "Посмотрели все сюда", "Глазки ко мне", " Слушайте внимательно", "Запомните", "Внимание" и т. п. Когда и это не помогает, приходится " опускаться" на уровень непроизвольного внимания, например похлопать в ладоши, постучать по столу. Удерживать долго произвольное внимание трудно даже взрослому с тренированной волей. Каково же ребенку! Между тем процесс обучения в школе ориентирован в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать.
Третий вид - постпроизвольное внимание. К нему стремится каждый воспитатель. Механизм этого вида внимания - непроизвольный интерес ребенка к тому, к чему произвольно пытается привлечь внимание воспитатель. Другими словами, движущей силой постпроизвольного внимания, его мотивацией становится интерес ребенка к содержанию предмета. Такое внимание не требует волевого усилия (как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией (как непроизвольное). Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в то же время в высшей степени организует деятельность ребенка и включает цепочку познавательных процессов : восприятие, мышление, память. Вспомните, как дети слушают интересную сказку - лица повернуты к рассказчику, дети ловят каждое слово, буквально замерев, их не надо призывать к порядку, тишине. Это и есть постпроизвольное внимание. Про него можно было бы сказать так: " Когда самому интересно".
Понятно, что постпроизвольное внимание - самое "выгодное" и для детей, и для воспитателя : дети не устают. очень хорошо воспринимают и запоминают информацию; воспитателю тоже интересно работать, можно многое успеть, многое достичь. Но как же выйти на этот уровень внимания? Не всегда же читать сказки!
Тренировку внимания начинаем в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: " Красиво сделано, да?", " Хорошо поступил, верно?", " Вкусно пахнет, правда?", "На что они похожи?"," Посмотрите, какие облака!". Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, "включение" его в ситуацию. Сравните с утверждениями: "красиво сделано", "Хорошо поступил" и т. д. они просто оценочные. А без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого. Ребенок иногда имеет отличное от вас мнение. это тоже "включенность" и путь к развитию самостоятельности. Радуйтесь!
Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 минуты, потом на 1 минуту, потом на 30 секунд (предметов не должно быть больше 7, и дети, безусловно, должны их знать). дети с восторгом воспринимают это предложение.
Очень важно воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры.
Например, закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты. Как одеты подруги и друзья? Какого цвета занавески? Сколько цветов на окне? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что - либо все время подвергается "атаками" многих раздражителей. Вопросы взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. "Какую игрушку несла встреченная нами девочка?", "Какого цвета был велосипед у мальчика?", "Кто вел ребенка - мама или бабушка?". Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.
Заметно развивает наблюдательность целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей. Если воспитатель придает этому обсуждению оценочный характер, он тем самым способствует развитию у ребенка способности к анализу, а это уже мыслительный процесс. Например, какая -то деталь на картине не просто констатируется, а как бы "развертывается" : "Шнурок развязан. Торопился человек или еще не умеет их завязывать? Может упасть, да?; "Это облако белое, легкое, а это темное, тяжелое. Из какого может пойти дождь?"; "Много нарисовано цветов. А как они называются?" и т. д.
Очень полезны игры типа "Найди отличия", "Отыщи одинаковые", "Дорисуй по образу". На прогулке можно сравнивать листья деревьев разных пород ("Найди различия") или одной породы ("Попробуй найти одинаковые", в группе можно предложить детям зарисовать их по памяти. Внимания требуют многие подвижные игры, такие как игра с мячом " Одушевленные - неодушевленные предметы" (одни ловим, другие нет). Наверняка, у каждого из вас есть и свои приемы, свои игры. Здесь, действительно, открывается простор для творчества.
Внимание обладает важными качествами: емкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Емкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием; скорость переключения - быстроту переключения с одного объекта на другой; устойчивость - способность удерживать внимание на одном предмете нужное время.
Воспитываем внимание - обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности - даем пищу для мышления, понимания, выработки отношения, собственного мнения. И так - во всем.
Если относиться к ребенку не как к надоедливому несмышленышу, а как к младшему партнеру, который очень скоро с нашей помощью достигнет нашего уровня и перерастет нас, если адекватно понимать ответственность воспитателя и его вклад в этот рост, то осознание труда воспитателя расширяется до эволюционных процессов человечества: без
учителя, воспитателя нет развития человека и человечества.